Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Мойры
(мойра, буквально "часть", "доля", отсюда "участь", которую получает каждый при рождении)
- в греческой мифологии богини судьбы. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете - фетиша, носителе жизненных потенций. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила ее в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучительную смерть Мелеагра (Аполлодор, "Библиотека" I 8, 2-3). Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключенная в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. Мойры понимаются теперь как рок ("то, что изречено") и судьба ("то, что суждено"), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины, наряду с названием "мойра". Мойра - это темная невидимая сила, она не имеет отчетливого антропоморфного облика, изображение мойр в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной (Гомер, "Илиада" V 613), или двух (Павсаний, "Описание Эллады" X 24, 4), или трех мойрах. Наиболее распространенный миф - о трех сестрах-мойрах. Архаические мойры - дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гесперид (Гесиод, "Теогония" 211-225). Их имена - Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая"), Атропос ("неотвратимая"). Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три мойры - дочери богини Ананке ("необходимости"), вращающей мировое веретено (Платон, "Государство" X 617 b-e). Отношения между мойрами и олимпийскими богами сложные. Как результат архаики - зависимость богов от мойр и незнание ими предназначенного. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, взвешивает жребии человеческих жизней на золотых весах (Гомер, "Илиада" XXII 209-214). Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом мойр, рожденных Фемидой (Гесиод, "Теогония" 901-906). ___ Мойры сопричастны Зевсу (Пиндар, "Олимпийские оды" VIII 22), он именуется Морием (Софокл, "Эдип в Колоне" 705). Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами ("водителями мойр"). Эпитет Зевса "вершитель судеб" (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает (по словам Павсания), что бог "знает человеческие дела и все то, что назначили мойры, и все, в чем они отказали" (Павсаний, "Описание Эллады" V 15, 5). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение мойр, и всем было очевидно, что "предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу" (Павсаний, "Описание Эллады" I 40, 4), В эллинистическую эпоху с мойрами конкурирует богиня Тиха (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни. Мойрам соответствуют римские парки. Мифологический словарь. |
|