Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Космос
(греческое cosmos, "строй", "порядок", "мировой порядок", "вселенная")
___ У Гомера мыслится телом, конечным в пространстве, то есть имеющим определенную форму. Он поделен между Зевсом, Посейдоном и Аидом (Гомер, "Илиада" XV 187-193). Земля - общее владение трех братьев, Зевс владычествет над небом, Посейдон - над морской стихией, Аид - над царством смерти. Гомеровский космос имеет форму яйца, немного сплющенного на полюсах и разделенного плоскостью земли на два полушария: верхнее - небо, смыкающееся с Олимпом, где обитают олимпийцы во главе с Зевсом, и нижнее - тартар, где находятся свергнутые олимпийцами старшие боги - титаны во главе с Кроносом (Гомер, "Илиада" VIII 478-483). У Гесиода в "Теогонии" рисуется космический процесс (Гесиод, "Теогония" 116-144), причем первыми потенциями выступают хаос, Гея (Земля), тартар и Эрот. В представлении греческой философской мысли космос не был лишен мифологических и пластически-телесных элементов. Как всякое тело он должен был иметь твердоочерченные границы, поэтому для античности характерно учение о конечных пространственных границах космоса. Округлость и шаровидность считались признаками совершенного тела космоса. Возникновение античного космоса связывалось с беспорядочным смешением физических элементов. Однако Платон в "Тимее" вводит в свою космогонию демиурга - "мастера, "строителя", создавшего космос в виде живого тела из земли и огня (Платон, "Тимей" 31 ac), согласно некоему первообразу (Платон, "Тимей" 29 a). Превращение хаоса - "нерасчлененной и грубой глыбы" в упорядоченный космос благодаря созидающей силе "некоего бога" рисуется Овидием ("Метаморфозы" I 5-88). Мифологический словарь. |
|