Зевс (Персонажи греческой мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Зевс
(Дий)

- в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс - исконно греческое божество; его имя индоевропейского происхождения и означает "светлое небо" (так же как индоевропейское deino - "дневное сияющее небо"). В античности этимология слова "Зевс" связывалась с корнями греческих слов "жизнь", "кипение", "орошение", "то, через что все существует". Зевс - сын Кроноса (отсюда имена Зевса Кронид, Кронион) и Реи (Гесиод, "Теогония" 457), он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта (Гесиод, "Теогония" 453-491). Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи (Аполлодор, "Библиотека" I 1, 5-7). Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением Зевса (в образе быка Зевс похитил Европу). Главным местом пребывания Зевса Лабриса, или Зевса Лабрандского, считался лабиринт (о чем свидетельствует этимологическое родство названий лабрис - лабиринт); чудовищный миксантропический Минотавр - обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского. Образ архаического Зевса сближается с Загреем, который впоследствии мыслился как сын Зевса.
___ В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите является одним из архаических рудиментов и обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса. В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал ("пуп земли") - камень, проглоченный Кроносом, или камень как пуп младенца Зевса (Павсаний, "Описание Эллады" X 16, 3; Страбон, "География" IX 3, 6). Омфал был поставлен Зевсом в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным (Гесиод, "Теогония" 497-500).
___ Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Кроноса (Гесиод, "Теогония" 493-496, 501), напоив его по совету Метиды зельем (Аполлодор, "Библиотека" I 2, 1). За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии (Гесиод, "Теогония" 504), Затем Зевс начал борьбу за власть с Кроносом и другими титанами. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали сторукие, киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар (Гесиод, "Теогония" 647-735; Аполлодор, "Библиотека" I 2, 1).
___ Три брата Зевс, Посейдон и Аид разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых (Аполлодор, "Библиотека" I 2, 1), В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми (Эсхил, "Просительницы" 231). Отсюда один из эпитетов Зевса - Хтоний ("подземный") (Гесиод, "Труды и дни" 465; Гомер, "Илиада" IX 457). Зевса Хтония почитали в Коринфе (Павсаний, "Описание Эллады" II 2, 8). Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским).
___ Утверждение Зевса происходит с большим трудом. Против Зевса восстает Гея и насылает на него свое порождение - Тифона, но Зевс побеждает это дикое тетраморфное существо огненными молниями. По одному из вариантов (Гесиод, "Теогония" 820-868), Зевс забросил Тифона в Тартар, по другому - навалил на него Этну (Эсхил, "Прикованный Прометей" 351-372). Но борьба с хтоническими чудовищами продолжалась. Гея породила новых детей - гигантов и разразилась гигантомахия. По Аполлодору, гигантомахия произошла раньше тифонии, так что Тифон мыслится еще более ужасным чудовищем, чем гиганты (Аполлодор, "Библиотека" I 6, 1-3).
___ Борьба Зевса и олимпийцев с миром чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Кронос, а теперь Кроноса - Зевс). Так называемая орфическая теогония считала древнейшими владыками мира, бывшими еще до Кроноса и Реи, Эвриному и Офиона - по всей очевидности, змеевидных существ, владевших Олимпом, тоже уступивших насилию и низвергнутых в глубь океана (Аполлоний Родосский, "Аргонавтика" 496-511, так, Эвринома на дне океана спасает Гефеста, сброшенного с Олимпа). Но самому Зевсу тоже угрожает потеря власти от сына. Зевсу приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками, против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков (Гомер, "Илиада" I 396-406), Зевс - новое олимпийское божество обращается за помощью к чудовищам, рожденным Землей и борется с такими же порождениями Земли. Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых (может быть небесных, солнечных) весах судьбы героев (Гомер, "XXII 209-214). Именно по совету Геи - земли и Урана - неба Зевс проглатывает свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от нее сына, который будет сильнее отца (Гесиод, "Теогония" 889-900). Фемида, дочь Геи, открывает Зевсу тайну, известную и Прометею (Эсхил, "Прикованный Прометей" 167-177), что такой же сын родится и от Фетиды (Аполлоний Родосский, "Аргонавтика" IV 791-804). Отказавшись от брака с Фетидой и выдав ее за героя Пелея (Аполлоний Родосский, "Аргонавтика" IV 805-809), Зевс способствовал возникновению Троянской войны, исполняя просьбу матери Земли (Гомер, "Илиада" I 5). Вторая супруга Зевса - богиня справедливости Фемида. Их дочери горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам Зевс уже не зависит, как бы продолжают его волю. Управляемый Зевсом мир олимпийцев заметно меняется. Хариты, дочери Зевса от Эвриномы, вносят в жизнь радость, веселье, изящество. Деметра как супруга Зевса - уже не порождающая чудовищ земля, а богиня обработанных полей. Даже Аид похищает Персефону, дочь Зевса, с его позволения. Мнемосина, богиня памяти, рождает Зевсу девять муз (таким образом Зевс становится источником вдохновения, наук и искусств). От Лето у Зевса - Аполлон и Артемида. Третья законная супруга Зевса, но первая по значению - Гера, богиня-покровительница брачных уз (Гесиод, "Теогония" 901-923). Так Зевс постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусства, нормы морали и пр. Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи Зевса. Он вступает в связь с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов (Страбон, "География" X 3, 19), демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших младенца Зевса на Крите. Зевс все ще пользуется своим древнейшим орудием - громами и молниями, грубой силой подавляя сопротивление или наказывая. У Гомера он "громовержец", "высокогремящий", "тучегонитель", насылатель ветров, дождей и ливней (Гомер, "Илиада" I 354; IV 30; V 672; XIV 54; XVI 297-300), о зевсовых ливнях упоминает Гесиод ("Труды и дни" 626), Зевс "дождит", по выражению Алкея (фрагмент 34). Павсаний отмечает, что в Афинах была статуя Геи-земли, молящей Зевса о ниспослании дождя (Павсаний, "Описание Эллады" I 24, 3), афиняне просили Зевса пролиться дождем над пашнями (Марк Аврелий, "К самому себе" V 7). В виде дуба, корни которого омывал ручей, почитался Зевс Додонский в Додоне; его супругой считалась океанида Диона (Гесиод, "Теогония" 353).
___ Зевс Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги (Гомер, "Илиада" V 877). Он дает людям законы (Демосфен, "Речи" 25, 16; Еврипид, "Ипполит" 97; Софокл, "Царь Эдип" 865), Зевс вообще оказывается принципом жизни (Максим Тирский, "Философские сочинения" 41, 2), "дарователем жизни", "всепородителем" ("Орфические гимны" LXXIII 2). Зевс покровительствует родовой общности людей, отсюда Зевс "родовой" (Пиндар, "Олимпийские оды" VIII 16; "Пифийские оды" IV 167). В "Умоляющих" Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: "помощник в беде" (Эсхил, "Семеро против Фив" 8), "спаситель" (Павсаний, "Описание Эллады" IX 26, 7; Софокл, фрагменты, 392), "спаситель города, "основатель" (Эсхил, "Спасительницы" 445), "оградитель" (Софокл, "Антигона" 487; Еврипид, "Троянки" 17), Полией - "городской" (Павсаний, "Описание Эллады" I 24, 4), Полиух - "владетель государства" (Платон, "Законы" XI 921). Зевс Филий (покровитель дружеских союзов) (Платон, "Федр" 234e), "отче, "отец" (Аристофан, "Ахарняне" 223; "Облака" 1468), "отеческий" (Софокл, "Трахинянки" 288; Платон, "Государство" III 391 e). Он следит за соблюдением клятв (Павсаний, "Описание Эллады" V 24, 9; Софокл, "Царь Эдип" 1767). Зевс - помощник воинов (Гомер, "Илиада" IV 84; Ксенофонт, "Лаконское законодательство" XIII 2) и сам стратег, полководец (надписи на монетах), "воинский" (Геродот, "История" V 119), "носитель победы" (Софокл, "Антигона" 143; Еврипид, "Геракл" 867, 937). Известен Зевс Булей (Павсаний, "Описание Эллады" I 3, 5), покровитель народного собрания (Эсхил, "Евмениды" 972; Аристофан, "Всадники" 410), скипетродержец ("Орфические гимны" XV 6), царь (Аристофан, "Лягушки" 1278), "владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных" (Эсхил, "Просительницы" 525), "всецарь" ("Орфические гимны" LXXIII 4), "эллинский" (Аристофан, "Всадники" 1253) и даже "всеэллинский", которому в Афинах был учрежден специальный культ (Павсаний, "Описание Эллады" I 18, 9).
___ Зевс Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья: Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, Зевс осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса (Гомер, "Илиада" V 888-898). Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. Зевс является к Данае в виде золотого дождя (Аполлодор, "Библиотека" II 4, 1), Семеле - с молниями и громами; Европу он похищает, обернувшись быком (Аполлодор, "Библиотека" III 1, 1), к Леде является лебедем (Аполлодор, "Библиотека" III 10, 7), Персефоне - змеем. Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что Зевс превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры (Ио в корову, Каллисто в медведицу). Будучи "отцом людей и богов", Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь (Эсхил, "Прикованный Прометей"). Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра (Овидий, "Метаморфозы" I 246-380). Зевс хочет уничтожить жалкий род людей и "насадить" новый (Эсхил, "Прикованный Прометей" 231-233). Троянская война - тоже следствие решения Зевса покарать людей за их нечестие (Гомер, "Илиада" I 5, XIX 263). Зевс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого Зевса "блюстителем законов" (Платон, "Критий" 121 b-c).
___ Зевс насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях и в целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический Зевс принимает все более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса (Гесиод, "Теогония" 96; "Труды и дни" 256-264), который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении (Платон, "Протагор" 320d - 322d). Зевс, который мыслится "огнем", "горячей субстанцией" (Тертуллиан, "Против Маркиона" I 13) и обитал в эфире (Еврипид, фрагменты, 487), владея небом как своим домом (Каллимах, "Гимны" III 141), становится организаующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир. Мифология Зевса Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, Зевс был избран на царство богами, "Теогония" 881-885). Только в эллинистическую эпоху Зевс принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того "всецаря" и "всеэллинского" владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне "К Зевсу" стоика Клеанфа (3 век до н.э.), где универсализм и космизм Зевса принимают монотеистические черты.
___ Атрибуты Зевса - эгида, скипетр, иногда молот. Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов - исполнителей воли Зевса, находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона - пророчества, на Деметру - земледелие, на Афину - мудрость и искусства. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии - как символ единения и взаимного согласия греческих полисов. Зевсу соответствует римский Юпитер.

Мифологический словарь.
А.Ф.Лосев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz