Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Гера
- в греческой мифологии сестра и супруга Зевса, верховная олимпийская богиня, дочь Кроноса и Реи (Гесиод, "Теогония" 453). Ее имя, возможно, означает "охранительница", "госпожа". Вместе с остальными детьми Кроноса Гера была проглочена им, а затем благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Геру у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Гера примиряла их в супружеских ссорах (Гомер, "Илиада" XIV 301-306). Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса (Гесиод, "Теогония" 921). Однако задолго до их брака у Геры с Зевсом была тайная связь, при этом активную роль играла именно Гера (Гомер, "Илиада" XIV 295). Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Гера преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна ее ненависть к Гераклу - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера стала причиной гибели Семелы, родившей Зевсу Диониса (Еврипид, "Вакханки" 1-42; 88-98). Разгневавшись на Тиресия, она наказывает его слепотой (по другой версии это делает Афина) (Аполлодор, "Библиотека" III 6, 7), насылает безумие на дочерей царя Прета, на Ино, бросившуюся в море (Аполлодор, "Библиотека" I 9, 2). В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Гера рождает без супруга Гефеста (Гесиод, "Теогония" 927). Однако эта ее матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, так как Гефест страшен и уродлив. В гневе Гера сбрасывает его с Олимпа ("Гомеровские гимны" II 138-140), откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Гере, которую он хитроумно приковал к трону (Гигин, "Сказания" 166). Древняя связь Геры с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона ("Гомеровские гимны" II 154-174; по другой версии, Тифон - порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса (Гесиод, "Теогония" 853-859). К древним функциям Геры относится ее помощь женщинам во время родов. Она - мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврисфея, и умышленно задержала роды Алкмены, то есть рождение Геракла. Однако этот ее поступок привел к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги (Гомер, "Илиада" XIX 95-133) и даже Гера в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жены свою дочь Гебу. ___ Архаичность Геры сказывается также в том, что ее сыном считается Арес - один из самых кровавых и стихийных богов. Известен деревянный фетиш Геры на острове Самос (Климент Александрийский, "Увещания" IV 46). На зооморфное прошлое Геры указывает ее эпитет у Гомера (Гомер, "Илиада" I 568) и Нонна Панополитанского (Нонн Панополитанский, "Песня о Дионисе" 47, 711) - "волоокая", приносимые ей в жерству коровы (Сенека, "Агамемнон" 352), почитание Геры в Аргосе (Еврипид, "Электра" 171) в виде коровы. Однако Гера прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она - покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону (Аполлоний Родосский, "Аргонавтика" III 55-75); в Троянской войне она - ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трех богинь (Геры, Афродиты, Афины). Она идет даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Геры и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав (Гомер, "Илиада" XIV 341-352) есть несомненный аналог древнего крито-микенского "священного брака" Геры и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Геры был распространен на материке (особенно в Микенах, Аргосе, Олимпии) (Павсаний, "Описание Эллады" V 16, 2) и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кноссе праздновали "священный брак" Геры и Зевса). В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной. Мифологический словарь. |
|