Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Елена
- в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса, матерью Леду или Немесиду. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, досталасть по жребию Тесею, который поселяет ее у своей матери Эфры в Афидне (по другой версии, в Трезене). В то время как Тесей и Пирифой отправляются в преисподнюю, чтобы добыть Персефону, Елену освобождают и возвращают в Спарту к своему земному отцу и супругу Леды Тиндарею Диоскуры (Аполлодор, "Библиотека" III 10, 7). Слух о красоте Елены распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собирается несколько десятков знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.) (Гесиод, фрагменты, 196-204; Аполлодор, "Библиотека" III 10, 8). Так как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает всех претендентов на руку Елены совместной клятвой оберегать в дальнейшем честь ее супруга. После этого мужем Елены выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старшего брата Агамемнона, уже женатого на дочери Тиндарея Клитеместре (Еврипид, "Ифигения в Авлиде" 55-71; Аполлодор, "Библиотека" III 10, 9). От брака с Менелаем у Елены рождается Гермиона (Гомер, "Одиссея" IV 12-14). Когда спустя некоторое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису - сыну троянского царя Приама, приводит его в дом Менелая, Елена увлекается юным красавцем и, восользовавшись отъездом супруга, бежит с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и много рабов (Гомер, "Илиада" VII 345-364; Еврипид, "Троянки" 983-997), По другой версии этого мифа, обстоятельно разработанной в 6 веке до н.э. Стесихором, Зевс или Гера подменили подлинную Елену ее призраком, за который и шла Троянская война. Сама же Елена переносится в Египет, где живет под защитой мудрого старца Протея. О путешествии Елены с Парисом существует несколько вариантов мифа: по одному из них, оно проходило без особых осложнений и заняло всего три дня, по другому, беглецы были застигнуты бурей, которую подняла богиня Гера и их корабль занесло к берегам Финикии (в Сидон); по третьему: Парис сознательно уплыл в противоположную сторону от Трои и долгое время находился с Еленой в Финикии и на Кипре, чтобы избежать погони. Прибыв, наконец, в Трою, Елена своей красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город. ___ О поведении Елены во время Троянской войны античные авторы снова повествуют по-разному. Гомеровский эпос, видя во всем происходящем неотвратимую волю богов, относится к Елене без осуждания; влечение Елены к Парису он объясняет воздействием Афродиты, которому не может противиться никто из смертных (Гомер, "Илиада" III 154-165). В остальном Елена в "Илиаде" явно тяготится своим положением (Гомер, "Илиада" III 396-412), и в послегомеровских поэмах о разрушении Трои ей приписывается даже сознательное содействие грекам: она не выдает троянцам Одиссея, дважды пробиравшегося в город (Гомер, "Одиссея" IV 240-264), и помогает ему и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины (Аполлодор, "Краткое изложение" V 13); в ночь захвата Трои симпатии и помощь Елены также на стороне греков. Однако Менелай после взятия города разыскивает Елену с мечом в руках, чтобы казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает ее (Еврипид, "Андромаха" 628-631), Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев ее, отказывается от этой мысли. ___ Возвращение Елены с Менелаем после долгих скитаний античная традиция приурочивает к моменту похорон Эгисфа и Клитеместры. Но если "Одиссея" (IV 542-547) ограничивается только констатацией этого факта, то Еврипиду этот эпизод служит в трагедии "Орест" для беспощадно-отрицательной характеристики Елены и ее супруга (71-131, 682-721); здесь же используется вариант мифа о перенесении Елены по воле Аполлона на небо и превращении ее в созвездие. "Одиссея" этой версии не знает, изображая вернувшуюся в Спарту Елену примерной женой вновь обретшего ее Менелая. О последующей судьбе Елены также существуют различные версии. По одним, она после смерти Менелая изгнана его сыновьями и бежала то ли на остров Родос, то ли в Тавриду; по другим - она была после смерти перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом (Павсаний, "Описание Эллады" III 19, 13). ___ Место, которое Елена занимает в мифах троянского цикла, не могло, однако, вытеснить из сознания греков исторического периода представлений о божественном прошлом Елены. Недалеко от Спарты было святилище Елены, в самой Спарте находился священный платан Елены (Феокрит, "Идиллии" XVIII). Под прозвищем Дендритис ("древесная") Елена почиталась в Кафиях и на Родосе (Павсаний, "Описание Эллады" VIII 23, 4-6; III 19, 10). Все это заставляет видеть в ней древнейшее растительное божество, возможно, минойского происхождения. С формированием греческого сказания о Троянской войне Елена стала одним из его персонажей, что обеспечило ее образу прочное место в литературе и изобразительном искусстве от античности до наших дней. Мифологический словарь. |
|