Деметра (Персонажи греческой мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Деметра

- в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи (Гесиод, "Теогония" 453), сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону (Гесиод, "Теогония" 912-914). Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано ее именем (буквально "земля-мать"; греческое da, de, ge, "земля"). Культовые обращения к Деметре: Хлоя ("зелень", "посев"), Карпофора ("дарительница плодов"), Фесмофора ("законодательница", "устроительница"), Сито ("хлеб", "мука") указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика, с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Гомер, "Илиада" V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Гесиод, "Труды и дни" 300). К Деметре взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота (Гесиод, "Труды и дни" 465-468). Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос - бог богатства и изобилия (Гесиод, "Теогония" 969-974). Деметра научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Аполлодор, "Библиотека" I 5, 2). В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти. Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне "К Деметре" ("Гомеровские гимны" V) рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Ее приветливо встречают в царской семье, и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне. Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв свое имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нем восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и Зевс приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид дает своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зернышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил. (Гранатовое зернышко - символ плодовитости, но владельцем его является бог смерти).
___ Деметра прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами. Ее повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют "двумя богинями" и клянутся именем "обеих богинь". Главное священное место Деметры - Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвященным. Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как "страсти Деметры", считаются одним из источников древнегреческой трагедии, наряду с культом Диониса. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса (Павсаний, "Описание Эллады" VIII 25, 3). Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и мстящая" Деметра (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (Павсаний, "Описание Эллады" VIII 25, 5-7). В Гермионе (Коринф) Деметра почиталась как Хтония ("земляная") (Павсаний, "Описание Эллады" II 35, 5) и Термасия ("жаркая"), покровительница горячих источников (Павсаний, "Описание Эллады" II 34, 6). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны ("Черной") (Павсаний, "Описание Эллады" VIII 5, 8). У Гесиода ("Труды и дни" 465) Деметра "чистая" соседствует с Зевсом "подземным" и им обоим возносит земледелец свои мольбы.
___ В римской мифологии Деметре соответствует Церера.

Мифологический словарь.
А.А.Тахо-Годи



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz