Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Арес
(Арей)
- в греческой мифологии бог войны, коварной, вероломной войны ради войны, в отличие от Афины Паллады - богини войны честной и справедливой. Первоначально Арес просто отождествлялся с войной и смертоносным оружием. Древнейший миф об Аресе свидетельствует о его негреческом, фракийском происхождении (Гомер, "Одиссея" VIII 361; Овидий, "Фасты" V 257). Древние хтонические черты Ареса отразились в мифе о порождении им вместе с одной из эриний фиванского дракона (Схолии к "Антигоне" Софокла 128), убитого Кадмом. Даже в детях Ареса - героях проявляются черты необузданности, дикости и жестокости (Мелеагр, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазонки). Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эриний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты - копье, горящий факел, собаки, коршун. Само его рождение мыслилось вначале чисто хтонически: Гера породила Ареса без участия Зевса от прикосновения к волшебному цветку (Овидий, "Фасты" V 229-260). В олимпийской мифологии Арес с большим трудом уживается с ее пластическими и художественными образами и законами, хотя теперь он считается сыном самого Зевса (Гомер, "Илиада" V 896) и поселяется на Олимпе. У Гомера Арес - буйное божество, обладающее в то же врея несвойственными ему ранее чертами романической влюбленности. Он вопит, как девять или десять тысяч воинов (Гомер, "Илиада" 859-861); раненый Афиной он простирается по земле на семь десятин (Гомер "Илиада" 403-407). Его эпитеты: "сильный", "огромный", "быстрый", "беснующийся", "вредоносный", "вероломный", "губитель людей", "разрушитель городов", "запятнанный кровью". Зевс называет его самым ненавистным из богов, и не будь Арес его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана (Гомер, "Илиада" V 889-890). Но вместе с тем Арес уже настолько слаб, что его ранит не только Афина, но и смертный герой Диомед. Он влюбляется в самую красивую и нежную богиню Афродиту (Гомер, "Одиссея" VIII 264-366). О любви Ареса и Афродиты упоминается в античной литературе часто и называются дети от этой связи: Эрот и Антэрот (Схолии к Аполлонию Родосскому III 23), Деймос ("ужас"), Фобос ("страх") и Гармония (Гесиод, "Теогония" 934). Буйный и аморальный Арес с большим трудом ассимилировался с олимпийскими богами, и в его образе сохранились многочисленные напластования разных эпох. В Риме Арес отождествлялся с италийским богом Марсом, и в искусстве и в литературе позднего времени он известен преимущественно под именем Марс. Мифологический словарь. ___ Геродот ("История" IV 59) отождествил с Аресом скифское божество, подлинное имя которого в источниках не сохранилось. "Скифский Арес", входивший наряду с Артимпасой, Ойтосиром и Таргитаем ("скифским Гераклом"), в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водруженного на вершине четурехугольного хворостяного алтаря, и ему приносили в жетву домашних животных и каждого сотого пленника (Геродот, "История" IV 62). Отождествление этого скифского бога с греческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны и в то же время связан со средней зоной космоса: вертикально воздвигнутый в центре четырехугольной платформы меч - одно из воплощений мировой оси. С этим божеством можно связать сообщение Лукиана ("Токсарис" 38), что скифы в качестве богов почитают ветер и меч как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено у сарматов (Аммиан Марцеллин XXXI 2, 23). Мифологический словарь. |
|