- в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты догреческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нем мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени Аполлон, что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. ___ Аполлон родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную ЗевсаЛето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - Аполлона и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греческое deloo, "являю"), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения Аполлона (Каллимах, "Гимны" IV 55-274; "Гомеровскиегимны" I 30-178). Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) ("Гомеровскиегимны" II 127-366). Аполлон поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Гигин, "Сказания" 55; Аполлодор/A>, "Библиотека" I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Аполлодор, "Библиотека" III 10, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (Аполлодор, "Библиотека" I 6, 2) и титанами (Гигин, "Сказания" 150). Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Гомер, "Одиссея" XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (Гомер, "Одиссея" III 279; VII 64). В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, а его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Гомер, "Илиада" I 43-53), он незримо участвует в убийстве ПатроклаГектором (Гомер, "Илиада" XVI 789-795) и АхиллаПарисом (Прокл, "Хрестоматия" стр. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Овидий, "Метаморфозы" VI 146-312). В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатираМарсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу ("Ватиканские мифографы" I 125; II 115). Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Павсаний, "Описание Эллады" III 21, 8; VIII 37, 1; X 13, 7). ___ Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные (Еврипид, "Андромаха" 880); он врач (Аристофан, "Птицы" 584) или Пеон (Еврипид, "Алкеста" 92; Софокл, "Эдип царь" 154), Алексикакос ("помощник"), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Павсаний, "Описание Эллады" I 3, 4). В позднее время Аполлон отождествлялся с солнцем (Макробий, "Сатурналии" I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет Аполлона - Феб (phoibos) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Еврипид, "Гекуба" 827). ___ Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии (Страбон, "География" XVI 1, 5; Павсаний, "Описание Эллады" VII 3, 1-3; Вергилий, "Энеида" VI 42-101). Аполлон - пророк и оракул, мыслится даже "водителем судьбы" - Мойрагетом (Павсаний, "Описание Эллады" X 24, 4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что ее пророчества не пользовались доверием у людей (Аполлодор, "Библиотека" III 12, 5). Среди детей Аполлона также были: прорицатели Бранх, Сибилла (Сервий, "Комментарий к ЭнеидеВергилия" VI 321), Мопс, Идмон - участник похода аргонавтов (Аполлоний Родосский, "Аргонавтика" I 139-145; 75). ___ Аполлон - пастух (Номий) (Феокрит, "Идиллии" XXV 21) и охранитель стад (Гомер, "Илиада" II 763-767; "Гомеровскиегимны" III 71). Он основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен, "отчий" (Платон, "Евтидем" 302 d; Гимерий X 4; Макробий, "Сатурналии" I 17, 42). Иногда эти функции Аполлона связаны с мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона. Так у схолиаста к тексту Гомера (Гомер, "Илиада" I 399) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и Аполлона против Зевса (по "Илиаде" вместо Аполлона в нем участвовала Афина) Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Аполлодор, "Библиотека" II 5, 9). Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражен молнией Зевса, Аполлон перебил киклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада (Аполлодор, "Библиотека" III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Еврипид, "Алкеста" 1-71; 220-225). ___ Аполлон - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров ("Гомеровскиегимны" III 418-465). Он - покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз ("Гомеровскиегимны" III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. ___ Многообразие функций Аполлона наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне и речи неоплатоникаЮлиана "К царю Гелиосу". Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по ее просьбе в лавр (Овидий, "Метаморфозы" I 452-567), Кассандра (Сервий, "Комментарий к ЭнеидеВергилия" II 247). Ему были неверны Коронида (Гигин, "Сказания" 202) и Марпесса (Аполлодор, "Библиотека" I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от музТалии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (Аполлодор, "Библиотека" I 3, 2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Овидий, "Метаморфозы" X 161-219) и Кипарис (Овидий, "Метаморфозы" X 106-142), рассматриваемые как ипостаси Аполлона. ___ В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, то есть лавровый, "прорицающий из лавра" ("Гомеровскиегимны" II 215), "любящий лавровое дерево" Дафну. Его эпитет Дримас, "дубовый" (Ликофрон, "Александра" 522); Аполлон связан с кипарисом (Овидий, "Метаморфозы" X 106), пальмой (Каллимах, "Гимны" II 4), маслиной (Павсаний, "Описание Эллады" VIII 23, 4), плющом (Эсхил, Фрагменты 341) и другими растениями. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона Аполлон указал, где надо основать город (Каллимах, "Гимны" II 65-68), он - Кикн ("лебедь"), обративший в бегство Геракла (Пиндар, "Олимпийские оды" X 20); он - Сминфей ("мышиный") (Гомер, "Илиада" I 39), но он спаситель от мышей (Страбон, "География" XIII 1, 48). Аполлон Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Павсаний, "Описание Эллады" III 13, 4). Эпитет Ликейский ("волчий") указывает на Аполлона как на хранителя от волков (Павсаний, "Описание Эллады" II 19, 3) и как на волка (Павсаний, "Описание Эллады" X 14, 7). Матриархальные черты Аполлона сказываются в его имени по матери - Летоид; он постоянно носит имя родившей его Лето ("Гомеровскиегимны" III 253; Павсаний, "Описание Эллады" I 44, 10). На более поздней ступени архаики Аполлон - охотник и пастух (Гомер, "Илиада" II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и Аполлона, на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освященных ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед; его прозвища - Алексикакос ("отвратитель зла"), Апотропей ("отвратитель"), Простат ("заступник"), Акесий ("целитель"), Пеан или Пеон ("разрешитель болезней"), Эпикурий ("попечитель"). ___ На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определенное устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но он любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил Аполлона и в Дельфах показывали могилу Аполлона (Порфирий, "Жизнь Пифагора" 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить свою вину перед землей, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Плутарх, "О падении оракулов" 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного Аполлона. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от нее получающий мудрость (Еврипид, "Ифигения в Тавриде" 1234-1282), теперь он "пророк Зевса" (Эсхил, "Евмениды" 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Софокл, "Эдип царь" 151). Аполлон прекращает гражданские распри и дает силу народу (Феогнид 773-782). О помощи Аполлона грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот ("История" VIII 36), причем его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: Аполлон-солнце посылает на врагов стрелы-лучи. ___ Архаические корни Аполлона связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне Аполлон защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Гомер, "Илиада" V 446). С эпохи колонизации грекамиМалой Азии (с 7 века до н.э.) Аполлон прочно вошел в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у ГомераЗевс, Афина и Аполлон фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии. Внушительность и грозность этого Аполлона вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного Аполлона, как его изображают авторы эллинистического периода (Каллимах, "Гимны" II и Аполлоний Родосский (674-685). Этот классический Аполлон - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могуими силами природы и не мог еще быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией Аполлона. Если, согласно одним мифам, Аполлон и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Аполлодор, "Библиотека" II 6, 2; Гигин, "Сказания" 32), то в других они основывают город (Павсаний, "Описание Эллады" III 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством Аполлона Тесей убивает Минотавра (Плутарх, "Тезей" 18), а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Аполлоний Родосский, "Аргонавтика" I 495-518). На почве мифологии Аполлона возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости Аполлона процветает мораль и искусства (Пиндар, "Пифийскиеоды" X 29-47; Гимерий, "Речи" XIV 10; Геродот, "История" IV 32-34). ___ Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона - пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы Аполлона над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нем хранилась казна союза и происходили собрания его членов. Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения. ___ Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона, близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.