Ведьмы
|
- в мифологических представлениях средневековой Западной Европы обладательницы магического знания, колдуньи. Наделялись способностями воздействовать на природу и человека (ведовство) и совершать сверхъестественные поступки — становиться оборотнем, проникать сквозь запертые двери, летать по воздуху, похищать сердца у людей, вызывать болезни, наводить порчу на скот и урожай. Им приписывали способность заключать союз с дьяволом и служить ему, вступать с ним в половые сношения и совращать верующих, губя их души. До эпохи развитого средневековья представления о магических способностях ведьм оставались преимущественно на уровне фольклора и осуждались церковью, которая наказывала лиц, преследовавших женщин по подозрению в колдовстве; вера в ведьм расценивалась церковью как суеверие, внушённое происками нечистой силы (в частности, церковные власти отрицали существование сборищ ведьм — шабашей).
____ В эпоху развитого средневековья (13—15 века) в связи с внутренним кризисом церкви и утратой полного контроля над духовной жизнью паствы отношение церкви к преследованию ведьм коренным образом меняется. В лице богословов, схоластов и инквизиторов церковь признаёт способность определённых женщин (и мужчин) творить малефиций — чёрную магию, причиняя вред здоровью, жизни и имуществу людей. Архаические народные поверья получили обоснование со стороны властей и использовались для судебного преследования лиц, обвиняемых в ведовстве. В этот период церковью было признано представление о возможности половых сношений между человеком, занятым ведовством, и дьяволом (Инкубы).
____ Конец средневековья, эпоха Возрождения и Реформации (рубеж 15 и 16 века — середина 18 века) ознаменовались массовыми гонениями на ведьм, которые приобрели характер коллективных психозов, охвативших широкие слои населения в разных странах Европы. Булла папы Иннокентия VIII «С величайшим рвением» (Summis desiderantes) 1484 года провозглашала ересью неверие в существование ведьм и в их дьявольскую способность вредить людям. В 1487—89 годах инквизиторами Инститорисом и Шпренгером было опубликовано сочинение «Молот против ведьм», которое обосновывало необходимость жесточайших преследований ведьмы и на два столетия сделалось основным руководством для светских и церковных судов, занимавшихся делами о ведовстве. Традиционный антифеминизм церкви нашёл в «Молоте» законченное и предельное выражение; среди других злодеяний ведьмам приписывалась способность лишать мужчин половой силы. Ведьма рассматривалась как преступница, подсудная особой юрисдикции и подлежащая уничтожению на костре.
____ Судебное преследование ведьм обычно начиналось с обвинения в колдовстве, выдвигаемого соседями и другими людьми, в конфликте с которыми было обвиняемое лицо. Суд, разбиравший подобные дела и руководствовавшийся трактатами по демонологии, число которых в этот период множилось, был озабочен прежде всего не установлением факта малефиция, а получением от «ведьм» признания того, что они состояли в союзе с дьяволом, сожительствовали с ним и его властью творили злодеяния. Поскольку связь с нечистой силой и служение ей рассматривались в качестве тягчайшего преступления, предусмотренного правовыми кодексами 16 века, к обвинённым в колдовстве применялась особая процедура, сопровождавшаяся пыткой. Обоснованием необходимости жестокой и продолжительной пытки как средства исторжения признания служила уверенность в том, что ведьмой завладел дьявол, препятствующий её чистосердечному признанию, и что поэтому необходимо насильно изгнать его из неё. После получения искомого признания, как правило, ведьму подвергали сожжению или, реже, изгнанию. Те немногие из обвинённых, кто выдержал пытки и не признался, считались невиновными.
____ Таким образом, народные верования в ведьм в этот период сочетались с демонологическим учением средневековых юристов и богословов, и гонения на ведьм шли одновременно и со стороны масс рядового населения, и со стороны церковных и светских властей, которые стремились разрушить традиционную народную культуру и, в частности, такую неотъемлемую её часть, какой была неконтролируемая церковью магия. Женщина, главный объект гонений, была вместе с тем и основной носительницей народных традиций культуры. Новым в преследованиях ведьм в 16—17 веках было то, что церковь и светские власти видели в них уже не одиночек, а «антицерковь» во главе с сатаной. Поэтому вопрос о шабаше как зримом выражении этой «антицеркви» со своим культом, представлявшимся перевёрнутым церковным культом, приобрёл столь большое значение в судебных допросах обвинённых в ведовстве.
____ Наряду с верой в вредоносных ведьм в народе существовала вера в добрых ведьм, которые способны нейтрализовать действия первых и вступать с ними в противоборство.
____ Массовая охота на ведьм в Западной Европе отражала глубокий кризис средневекового миросозерцания и распад общинных связей взаимопомощи. Ответственность за свои беды и неурядицы люди той эпохи возлагали на чужаков, на маргинальные элементы коллектива и т.п. Преследования ведьм охватили все страны католической и протестантской Европы, хотя в отдельных регионах они имели свои особенности (в частности, в Англии обвинения женщин в связи с дьяволом и пытки не были в ходу), и привели к массовым жертвам.
____ На всём протяжении последнего периода охоты на ведьм шла ожесточённая полемика относительно ведовства, и в то время множество теологов и мыслителей (в том числе и некоторые гуманисты) отстаивали веру в ведьм и необходимость их истребления, ряд других учёных, и среди них немало иезуитов, не ставя под сомнение саму веру в ведьм, подвергали критике их гонения. Однако лишь во второй половине 17 века, когда террор, вызванный массовыми преследованиями ведьм, стал приводить к социальной дезорганизации и была осознана огромная опасность для общества продолжения этих гонений, преследования ведьм постепенно утихли (кое-где они вновь вспыхивали ещё и в 18 — начале 19 веках).
____ В народной культуре нового времени сохранились представления о ведьмах, особенно опасных в периоды календарных праздников; к этим праздникам приурочивались обряды сожжения ведьм — карнавальных чучел (итальянская Бефана и т.п.).
Мифологический словарь.
А.Я.Гуревич
____ Образ ведьмы (от древнерусского видь, «знание», «колдовство», «ведовство»), ведуньи (для сравнения: сербская вештица, словенская vesca и т.п.) в славянской мифологии и фольклоре близок западноевропейским представлениям. Наделялись способностью насылать грозовые тучи, вихри, град, похищать росу, дожди, небесные светила (помещая их в сосуд), молоко у коров, наводить порчу на скот и людей (отчего те становились кликушами), устраивать сборища и оргии на «Лысой горе» (особенно на Коляду, при встрече весны, в ночь на Ивана Купалу). Считалось, что ведьмы сожительствует с нечистой силой, в том числе с Огненным Змеем, в былине о Добрыне чародейка Маринка вступает в связь со Змеем Горынычем: это сближает образ ведьмы с женским персонажем славянского мифа об измене супруги бога-громовержца со змеем (для сравнения также: Мара, Марена, Мокошь). Помимо вредоносных функций наделялись также знахарскими, способностями прорицания и т.п. («богомерзкие бабы-кудесницы» средневековых источников). Преследование ведьм у славян не носило такого массового характера, как в Западной Европе; однако по народным представлениям казнь ведьмы (как правило, сожжение) была необходима для прекращения засухи, мора и
т.п.
Мифологический словарь.
В.Я.Петрухин
| |