Волх (Персонажи русской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Волх
(Волх Всеславьевич, Вольга)

- мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств. Сюжет о Волхе Всеславьевиче (реже - Вольга Буславлевич или Святославьевич) и его походе на Индию принадлежит к наиболее архаичному слою в русском былинном эпосе, характеризующемуся неизжитыми тотемистическими представлениями и широко представленной стихией чудесного, волшебно-колдовского, магического, слиянностью человеческого и природного начал. Чудесно рождение Волха: мать Волха Марфа Всеславьевна, гуляя по саду, соскочила с камня на лютого змея; он обвивается вокруг ее ноги и "хоботом бьет по белу стегну"; вскоре появляется на свет Волх, рождение которого потрясло всю природу: гремит гром, дрожит сыра земля, трясется "царство Индейское", колеблется море, рыба уходит в морскую глубину, птица - высоко в небеса, звери - в горы и т.п. Чудесно и развитие Волха: едва родившись он уже говорит, "как гром гремит", его пеленают в "латы булатные", кладут ему в колыбель "злат шелом", "палицу в триста пуд"; в семь лет его отдают учиться грамоте, а к десяти годам он постигает "хитрости-мудрости": оборачивается "ясным соколом", серым волком, "гнедым туром - золотые рога". Освоив искусство оборотничества, Волх в 12 лет набирает себе дружину, а в 15 лет уже готов к воинским подвигам. Когда приходит весть, что "индейской царь" собирается идти на Киев, Волх решает опередить противника и отправляется с дружиною в поход на Индейское царство. По пути он упражняет и демонстрирует свои "хитрости-мудрости", выступая как великий охотник, повелитель природного царства, прежде всего мира зверей. Обернувшись волком он бежит по лесам и "бьет звери сохатые", в облике сокола бьет гусей, лебедей, уток. Волх кормит и поит, одевает и обувает свою дружину; он всегда бодрствует. Решив "вражбу чинить" индейскому царю и убедившись, что никто из дружины не может решить предстоящей задачи успешно, Волх применяет свои "хитрости-мудрости", чтобы сокрушить Индейское царство. Обернувшись туром-золотые рога, он быстро достигает цели; обернувшись ясным соколом, он прилетает в палаты к индейскому царю Салтыку (Салтану) Ставрульевичу и подслушивает его разговор с "царицей Азвяковной, молодой Еленой Александровной". Узнав о враждебных Руси намерениях царя, Волх оборачивается горностаем, спускается в подвал-погребы, перекусывает тетиву у луков, обезвреживает стрелы и ружья, снова оборачивается ясным соколом, прилетает к своей дружине и ведет ее к городу-крепости индейского царя. Чтобы проникнуть незаметно внутрь, Волх оборачивает своих воинов в муравьев (мурашиков) и вместе с ними по узкой щели проникает в город, подвергая его разгрому. Волх убивает индейского царя, берет в жены царицу Азвяковну, женит своих воинов на семи тысячах пощаженных девиц, а сам становится царем, богато одарив дружину.
___ Мотив превращения Волха (и его воинов) в муравьев, проникающих в неприступную крепость, напоминает подобный же мотив в связи с громовержцем Индрой (Ригведа I, 51 и др.). Зевс является к Эвримедузе также в виде муравья. Их сын Мирмидон (буквально - "муравейный") стал родоначальником мирмидонян, "муравейных" людей. В русской сказке Иван Царевич, превратившись в муравья, проникает в хрустальную гору, убивает двенадцатиголового Змея и освобождает царевну, на которой он женится. Связь с Волхом мотива гремящего грома в былине также намечает в его образе тему громовержца. Вместе с тем Волх реализует и тему противника громовержца - Змея: будучи сыном Змея, он унаследовал от него "хитрости-мудрости" и, в частности, умение прятаться от врага, оборачиваться в другие существа. Поэтому в образе Волха обнаруживаются переклички с Волосом-Велесом, в котором также отыскиваются змеиные черты, или со Змеем Огненным Волком. В новгородском книжном предании о Волке-чародее Волхе, старший сын Словена, давший свое имя реке Волхов, ранее называвшейся Мутною, был "бесоугодный чародей"; "бесовскими ухищрениями" превращался "в лютого зверя крокодила"; преграждая в Волхове водный путь тем, которые ему не поклонялись: одних пожирал, других потоплял. А невежественный народ почитал его за бога и называл его Громом или Перуном. Волх на берегу реки поставил "городок малый" на месте, называвшемся Перынь, и кумир Перуну. Бесы удавили Волха в Волхове, тело его плыло вверх по реке и было выброшено "против Волховнаго его городка" и здесь похоронено язычниками. Но через три дня "прослезися земля и пожрала мерзкое тело крокодилово, и могила просыпалась над ним на дно адское".
___ Оборотничество Волха нашло отражение в таком же свойстве, приписываемом историческому персонажу князю Всеславу Полоцкому (11 век), упоминаемому в этой связи и в "Слове о полку Игореве". Несомненны и связи между Волхом и Василием Буслаевым (мотив отсутствия отца и воспитания матерью, похода в дальнюю землю, роль камня в рождении или смерти и т.п.). В послемонгольский период (13 век) появляются новые трактовки противника Волха: теперь он царь Золотой Орды или даже турецкий султан; вместо Индейского царства появляется Турец-земля и т.п.
___ Второй сюжет в котором выступает Волх (как правило, именно Вольга, иногда Вольга Святославгович), связывает его с Микулой Селяниновичем. Общее у Вольги этого сюжета с Волхом - воспитание в детстве без отца, освоение "мудрости" (превращение в щуку, сокола, в волка и охота на зверей), собирание дружины для похода. Дядя Вольги князь Владимир стольно-Киевский жалует племянника тремя городами Гурговцем, Ореховцем и Крестьяновцем (их реальные прототипы относятся также к Новгородской земле, к невско-ладожскому ареалу), и Вольга с дружиной отправляется "за получкою"; по пути Вольга встречается с пашущим свое поле оратаем Микулой; Вольга и его дружина не могут поднять сохи Микулы, его крестьянская кобыла обгоняет коня Вольги и т.д. Иногда вместе с Вольгой и Микулой выступает и Садко, в других случаях Вольга смешивается с Василием Буслаевым (побивание купцов на Волховском мосту; мотив камня с надписью, перепрыгивание через него и смерть и т.п.).

Мифологический словарь.
В.В.Иванов, В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz