Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Подя
- дух-хозяин огня и домашнего очага в мифах негидальцев, нанайцев, пудя - у орочей, ульчей, удэгейцев, того мусун - у эвенков, той мурани - у эвенов, тава эдени - у ороков, то эдени - у орочей. Эвенки и нанайцы представляли подю в облике очень старой женщины; эвены считали мужчиной и называли огонь-отец; орочи населяли очаг целой семьей подя - это старик, его жена, дети, собака; негидальцы изображали подю (мужа и жену) в виде антрпоморфных деревянных фигурок без ног (потому что дух показывался людям из огня только по пояс) и т.д. Подя считался главной домашней святыней. Он обладал силой изгонять злых духов (им очищали жилища, охотничье снаряжение, перед камланием - шаманские атрибуты), способствовал благополучию хозяйственной деятельности (удачной охоте, здоровью оленей), предупреждал о предстоящих событиях (треском горящих дров, вспышкой пламени, отскочившим угольком, полетом искр). Почитание поди выражалось в многочисленных запретах: нельзя бросать в очаг острые предметы или рубить дрова близко от костра, чтобы не поранить духа, проливать воду в огонь, плевать и др. Перед трапезой подю "кормили", бросая в пламя кусочки еды. Охотники в тайге угощали подю, прося послать зверя, поскольку от поди успех зависел не меньше, чем от духа - хозяина охоты (считалось, что подя идет впереди, и если он поймает душу зверя, тот станет добычей охотника). Мифологический словарь. |
|