Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Нарты
- герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей. Нарты упоминаются в фольклоре некоторых народов Дагестана (например, у тюркоязычных кумыков) и отдельных грузинских этнических групп - сванов, рачинцев, хевсуров. ___ Многие образы и имена нартов, сюжеты в национальных версиях эпоса почти идентичны: Сосруко - у адыгов и абазин, Сасрыква - у абхазов, Сослан (Созрыко) - у осетин, Сосрук - у балкарцев, Сосурка - у карачаевцев, Сеска Солса - у чеченцев и ингушей. Сходны имена и ряда других нартов, например, Ацамаз (осетинское), Ашамез (адыгейское), Шамаз (абазинское), Ачамаз (чечено-ингушское), Ачемез (карачаево-балкарское). Иногда только в одной какой-нибудь национальной традиции встречается имя того или иного персонажа (например, у осетин - Сырдон, Уархаг, Ахсар, Ахсартаг, у адыгов - Адиюх, Ахумида, Дзахуш, у абхазов - Цвицв, Нарджхеу), хотя близкие им по функциям персонажи имеются и в других версиях. ___ В национальных эпосах нарты - могучие воины-богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. Существенно отличаютс яобразы нартов в чечено-ингушском эпосе, сохранившемся в фрагментах. В сказаниях чеченцев и ингушей выступают нарты и орстхойцы (орхустойцы). Возможно, это две группы: высоконравственные - нарты и злые, коварные - орхустойцы. Но, скорее всего, наименования "нарты" и "орстхойцы" ("орхустойцы") - различные обозначения одной и той же категории героев. Нарт-орстхойцы Сеска Солса, Боткий Ширтка, Ачамаз, Хамчий Патраз (Хамчи Патарз, Хамчий Патарз, Хамчи Патриж) и др. чаще всего выступают злокозненными насильниками, совершающими набеги на мирных людей, притесняющими безвинных. Им, пришельцам, противостоят местные герои (Колой, Кант, Горжай, Кинда Шоа и дугие) - богатыри, заниающиеся главным образом мирным трудом. Однако в ингушских вариантах эпоса иногда нарт-орстхойцы вместе с ними охраняют ингушские земли от врагов, наступающих с равнин; роднятся с местными героями (например, Сеска Солса выдал свою дочь за Кинда Шоа). ___ В абхазской версии чаще всего обнаруживаются следы матриархата. Большую семью нартов - из ста братьев и сестры Гунды - возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша, обладающая неограниченным авторитетом (упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает). В осетинской и адыгской версиях мать нартов Сатана (адыгеское Сатаней) также играет важную роль. Нарты пользуются ее мудрыми советами, но она ими не верховодит; решения по важным делам принимаются на мужском совете (нихас у осетин, хаса у адыгов) без ее участия. В осетинской версии у нартов, живущих родами (Алагата, Бората, Ахсартагката), проявляются черты военной демократии (нарты входят в единую боевую дружину). ___ В образах нартов обнаруживаются черты мифологических персонажей. Нарты, воспринимаемые носителями эпоса как предки их народа, в какой-то мере сопоставимы с мифическим племенем первых людей. Век их существования, "героический век", - это мифическое время: так в период создания неба и земли Сосруко был мужчиной в зрелых летах, в период образования гор и рек - стариком, но еще полным сил. Нарты выступают в роли культурных героев. Сосруко, Сасрыква отнимают у чудовищ огонь; Пхармат (чеченский персонаж) похищает его у бога Селы; Сосруко возвращает (что равносильно добыванию) семена проса, захваченные хтоническими существами, одаривает нартов напитком сано; Сатана изобретает пиво, Сырдон изготавливает для нартов двенадатиструнную арфу; Кетуан (абхазский персонаж) изобрел свирель; благодаря Цвицву у нартов появились фруктовые деревья; Боткий Ширтка (по другому варианту - Селий Пира) из подземного мира принес плуг и водяную мельницу. С Сатаной связано появление первого коня и первой собаки. Нарты борются с хтоническими чудовищами - драконами, великанами (осетинскими уаигами, адыгейскими бляго, иныжами, Еминежам, абхазскими адау, агулшапом и др.). Смелые нарты прибегают не только к физичесокй силе, но также и к помощи магии. Сатана, Сатаней-Гуаша способны изменять погоду; по просьбе Сатаней останавливается солнце. Сатана благодаря чудесному (небесному) зеркалу видит все, что происходит на земле; Сасрыква сбивает с неба звезду, чтобы обогреть братьев; Сосруко насылает стужу, чтобы одолеть иныжа, туман, чтобы победить Тотреша; Сеска Солса ударом плети по тазовой кости великана оживляет его, он же способен превратить Терек в полноводную реку; Ацамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез с помощью свирели может не только возродить все живое на земле, но и вызвать его гибель; Бидох (адыгейский персонаж) исцеляет своим дыханием; проклятие матери Хважарпыса (абхазская версия; по другому варианту - по заклинанию Сатаней-Гуаши) приводит к окаменению Нарджхеу и Гунды. Многие нарты обладают даром перевоплощения, например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, Дзерасса (осетинский персонаж) принимает облик голубя. Нарты понимают язык птиц, животных. Помощники герое - чудесные кони (осетинский Арфан, адыгейский авсург Тхожей, абхазский араш Бзоу). Отдельные нарты [Батраз (адыгейский), Сасрыква, Боткий Ширтка, Сеска Солса] спускаются в подземный мир и возвращаются из него. ___ Нарты вступают в тесные отношения с богами, которые принимают в их жизни активное, непосредственное участие. В осетинском эпосе божества нередко сидят за одним столом с нартами, иногда нарты гостят у них на небе, небожители принимают участие в походах нартов. В адыгском эпосе Тлепш, Тхагаледж, Амыш присутствуют на хасе; ежегодно боги приглашают на свой пир (санопитие) одного из нартов; мать Тхагаледжа и Амыша помогает нартам советами. Курдалагон (осетинский персонаж), Тлепш, Айнар-ижьи (абхазские) изготавливают нартам боевые доспехи, снаряжение, орудия труда, чинят поврежденные бедра, черепа, закаляют героев (в осетинском эпосе - Батрадз, Сослан). Некоторые нарты находятся в родственных отношениях с богами. Дзерасса - дочь Донбеттыра; отец Сатаны - Уастырджи; Дзахуш (адыгейский) - сын Тлепша; Уазырмес (адыгейский) - сын дочери морской богини; Сасрыква женится на дочери божества Аерга; по одному варианту, жена Сосруко - дочь Тлепша; Села Сата (ингушский персонаж) рождена нарт-орстхойской девушкой от бога Селы. ___ В осетинском эпосе богоборческие мотивы в первую очередь связаны с Батрадзом, который борется с Уациллой, Уастырджи, зэдами и дауагами. В адыгской версии нарты также выступают богоборцами (Насрен-жаче, Уазырмес), иногда одерживают в этой борьбе победу, например убивают Пако; по одному варианту сказаний Батрадзу удается вызволить Насрен-жаче, прикованного богами к Ошхамахо в наказание за дерзость. В чечено-ингушском эпосе нарт-орстхойцы угоняют стада баранов местного героя Горжая, которому покровительствует Села, при этом Сеска Солса вступает в единоборство с божеством и переламывает ему ребра; в сказании о Села Сате Сеска Солса ранит Селу и обращает его в бегство. ___ Природа образов некоторых нартов связана, по-видимому, с солярными мифами. Сослан женат на дочери солнца, с помощью солнца, солнечных лучей сокрушает своих врагов; гибнет от солнечного божества (Колесо Балсага). Подобно солнечному сиянию излучают свет рука Адиюх - жены одного из нартов, тело (грудь) нартской красавицы Акуанды (адыгский персонаж), мизинец жены Сасрыквы. Вероятно, солярного происхождения образ Сосруко, а по мнению некоторых исследователей, - и Сатаней-Гуаши. ___ В адыгских и осетинских сказаниях об Ашамазе и Ацамазе, возрождающих природу, о Сосруко, продолжающем жизнь под землей и каждой весной стремящемся вырваться на поверхность, прослеживается связь с календарными мифами. В осетинском и адыгском эпосах гибель нартов связана с волей богов. Поставленные перед выбором между бесславным существованием и посмертной вечной славой, они отдали предпочтение славе. В чечено-ингушских сказаниях - несколько версий исчезновения нартов. В большинстве из них гибнут, выпив расплавленную медь, но мотивировка этого поступка в них различна: раскаяние нартов в своих злодеяниях; кара богов, обрекших их за разбой на голодную смерть, в отдельных версиях - семилетний неурожай; в одном из чечено-ингушских вариантов нартов истребил голод, который наслал на них бог за дерзкую попытку оживить убитого Хамчи Патарза. В абхазской версии лишь говорится о гибели главного героя Сасрыквы. ___________________________ Б.А.Калоев, М.И.Мижаев, Ш.Х.Салакая (использованы материалы по чечено-ингушскому эпосу А.Х.Танкиева). |
|