Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Мокошь
- в восточнославянской мифологии богиня. Мокошь — единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» (980 год) Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Мокошь, при сохранении её противопоставления мужским богам, может быть выдвинута на первое место. Память о Мокоши на Украине сохранялась до середина 19 века. По данным северорусской этнографии, Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Мокоша опрядёт». Непосредственным продолжением образа Мокоши после принятия православия стала Параскева Пятница. Пятницу в украинских ритуалах 19 века представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по деревням. Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель; название этого обряда — «мокрида», как и имя Мокошь, связано с корнем «мокрый», «мокнуть» (вместе с тем возможна и связь с *mokos, «прядение»). Для сравнения также: русская Среда, Середа — женский мифологический персонаж, связанный, как и Пятница, с нечетом, женским (враждебным) началом: считалось, что Среда помогала ткать и белить холсты, наказывала тех, кто работал в среду. На общеславянский характер Мокоши указывает словенская сказка о колдунье Mokoska, западнославянские топонимы типа Mokosin vrch («Мокошин верх», для сравнения: положение кумира Мокоши на вершине холма), полабского Mokus, старолужицкого Mococize и др. Типологически Мокошь близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира — пряхам, иранской Ардвисуре Анахите (для сравнения: Мать Сыра Земля) и тому подобному и продолжает древний образ женского божества — жены (или женского соответствия) громовержца Перуна в славянской мифологии. Для сравнения также: топонимы соседних урочищ в землях полабских славян, отражающих имена Перуна и Мокоши, — Prohn и Muuks, а также сниженные образы Мокоши в славянской традиции — Мара, Марена и т.п. Мифологический словарь. |
|