Хорс (Персонажи русской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Хорс
(древнерусское Хърсъ)

- древнерусское божество так называемого Владимирова пантеона. Согласно наиболее ранней версии (в "Повести временных лет" под 980 годом) Хорс почитался в Киеве наряду с другими богами; идол Хорса стоял на холме, здесь же совершались жертвоприношения. Есть мнение, что имя Хорс в этом списке было введено позже редактором летописного свода игуменом Никоном (умер в 1088 или 1089 году), который узнал об этом божестве во время своего пребывания в Тмутаракани (стоящее по соседству имя Дажьбога в этом случае могло бы пониматься как пояснение имени Хорса). Хорс упоминается в апокрифе "Хождение богородицы по мукам" ("...Трояна, Хорса, Велеса, Перуна на богы обратиша"), в "Слове о полку Игореве" (в отрывке о князе Всеславе, который "...самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше), в различных сочинениях церковной литературы, направленных против языческих пережитков ("и въроуютъ въ Пероуна ивъ Хърса...", "Слово некоего христолюбца"; " тъмъ же богомъ требоу кладоуть... Пероуноу, Хърсу ...", "Слово о том, како погани суще языци кланялися идоломъ"; "мняще богы многы, Перуна и Хорса...", "Слово и откровение святого апостола"; "два ангела громная есть: елленский старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ", "Беседа трех святителей" и др.), а также в еще более поздних источниках. Показательна трансформация имени Хорс в текстах Куликовского цикла, где Хорса относят к богам, почитаемым "безбожным" Мамаем (Гурсъ, Гуркъ, Гусъ). В большинстве списков Хорс соседствует с Перуном (небесные боги, соотносимые соответственно с солнцем и громом/молнией); Хорс выступает также в сочетании с Дажьбогом, что также обчно интерпретируют как их принадлежность к солярным божествам. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой Хорс связан не с солнцем, а с месяцем, в доказательство чего приводят мотив оборотничества Всеслава (связь волка с месяцем подтверждается многими примерами). За пределами Руси у других славян он не известен (существует старосербское собственное имя Хърсь). Несоменно восточное происхождение этого божества, попавшее на Русь через сарматские (и/или тюркские) влияния Об иранском источнике Хорса можно судить по персидскому обозначению обожествленного сияющего солнца - Xurset, в конечном счете восходящего к авестийскому Фарну (в связи с этим обозначением солнца упоминается его путь, что соответствует пути Хорса в "Слове о полку Игореве"). Этот же иранский мифологизированный образ вошел в пантеон ряда других народов (аналогия: обско-угорское божество солярного круга Корс-Торум и его сын Мирсунэ-хум или Шорни пос, "золотой луч"); показательно, что обычное в списках богов сочетание Перун - Хорс также могло бы быть соотнесено с парным теофорным именем у обских угров Нуми-Кворес (Нуми-Торум).

Мифологический словарь.
В.В.Иванов, В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz