Горыня, Дубыня и Усыня (Персонажи русской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Горыня, Дубыня и Усыня

- три богатыря-великана русских сказок. Они обладают сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка, затрудняющему действия главного героя. Горыня (Горыныч, Вертогор, Вернигора) захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу или "на мизинце гору качает, горы сворачивает". Дубыня (Дубынеч, Вертодуб, Вернидуб и т.п., а также Дугиня, который любое дерево "в дугу согнет") "дубье верстает; который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, тот из земли тянет" или "дубье рвет". Усыня (Усынеч, Усынка) "спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает", "одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут" и т.п. Эти богатыри - не духи-покровители соотвтетсвующих объектов (гора, дуб, река), а нарущители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река являются местом их обитания. Горыня связывается с горой как препятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Дубыня (связанный с дубом в силу народно-этимологического осмысления) мог некогда быть связан с другим нарушением ровности, порядка - с провалом на пути, помехой, находящейся внизу и так же как и в случае Горыни, относящейся к земле (куда он запихивает дуб). Имя Усыня также должно быть расценено как результат народно-этимологического переосмысления. Поскольку слово "усы" является метанимическим переносом названия плеча (ус из индоевропейского *oms-), Усыня сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими "плечами". Змеинная природа Усыни непосредственно проявляется в сказке, где Усыня - "птица Усыня змей о 12 головах" ("сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат"). Иногда упоминается булава или дубина Усыни, при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея. Таким образом прототипами трех богатырей можно считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира - земли, воды и т.п.
___ Следы отрицательных характеристик этих персонажей, которые в русской сказке выступают, скорее, как положительные спутники-помощники главного героя, обнаруживаются в мотиве "слабости" их по сравнению с главным героем и особенно в мотиве предательства. Первый из этих мотивов встречается в эпизоде с Бабой-ягой, когда один из богатырей остается в избушке, чтобы приготовить еду для ушедших на охоту товарищей, является Баба-яга, избивает богатыря и вырезает ремень из его спины; только главный герой выдерживает это испытание, побеждая Бабу-ягу. Преследуя Бабу-ягу богатыри вместе с главным героем приходят к норе (отверстию, пещере), герой спускается в подземное царство (или в три подземных царства), добывает для богатырей невест - царевен этого царства, которых вытаскивают на веревке на землю; когда же пытается выбраться наружу главный герой, один из богатырей обрубает веревку. В финале герой сказки убивает Горыню, Дубыню и Усыню. Характерно, что имя героя, связанного в сюжете с богатырями, также обычно связано с природной сферой - или животной (Ивашка-Медведко), или растительной (Сосна-богатырь).
___ Чаще всего Горыня, Дубыня и Усыня выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трех эпических богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича (характерно, что своим именем Добрыня напоминает Дубыню, а мотив змееборства Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу Усыни). Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни Горыне (Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки). Горыне близок и другой эпический персонаж - Змей Горыныч, в свою очередь связанный с образом Огненного Змея. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах Горыни и Горыныча отражение корня "гореть" (огонь), а не "гора". В таком случае не исключено, что триаде Горыня, Дубыня и Усыня на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная "змеиная" группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод. Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. Особенно близки им некоторые герои балтийских сказок - литовский Калнавертис (буквально "Вернигор", "Вертигор") или Ажуолровис (буквально "Вырви дуб") и т.п. Вместе с тем триада сказочных богатырей имеет и другое положительное соответствие - Вечорка, Зорька и Полуночка, выступающие в сходном сюжете со Змеем и тремя царствами и связанные с Солнцем. В этом контексте показательно участие Вертогора и Вертодуба в сказке, где участвует Солнцева сестра. Тем самым намечается как противопоставление "хтонически-пространственных" трех богатырей "астрально-временным", трем отражениям разных моментов солнечного суточного цикла, так и связь между ними в едином сказочном сюжете. Сказки о Горыне, Дубыне и Усыне могут расцениваться как отражение архаичного мифа о поединке со Змеем (или трехголовым Змеем) или тремя Змеями.

Мифологический словарь.
В.В.Иванов, В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz