Добрыня Никитич (Персонажи русской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Добрыня Никитич

- мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Добрыня Никитич входит в качестве среднего богатыря в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Ильи Муромца по значению богатырь. "Средняя" позиция Добрыни Никитича объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилия и талантам Добрыни Никитича богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся. В одних былинах Добрыня Никитич выступает в сообществе с Ильей и/или Алешей, в других с иными богатырями (Дунай, Василий Казимирович), в третьих в одиночку. Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче - "поповское" (духовное), то Добрыня Никитич воин. В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его "княжецкий" дом и его дружина. Изо всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто находится при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя, сватает для князя невесту, ведет, по желанию княгини, переговоры с каликами перехожими, проверяет похвальбу Дюка и т.п. Не случайно, Василий Казимирович, посланный князем Владимиром со сложным поручением собрать дань в орде, просит себе в спутники Добрыню Никитича. В ряде былин говорится о его купеческом происхождении: он родился в Рязани и был сыном богатого гостя Никиты Романовича. Отец Добрыни Никитича умирает, когда Добрыня Никитич был еше ребенком, или даже находился во чреве матери. Его воспитывает мать Амелфа Тимофеевна, благодаря которой Добрыню Никитича отдают в учение, где он "научился в хитру грамоту. Его "вежество", знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.
___ Особой архаичностью выделяется один из самых распространенных былинных сюжетов "Добрыня Никитич и змей", в котором он выступает как змееборец. Борьба со змеиным племенем началась для него рано, когда "стал молоденький Добрынюшко Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать... малых змеенышей потаптывать". Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Несмотря на предостережения матери и красных девушек-портомойниц, Добрыня Никитич вступает в воды реки, которая оказывается или враждебной герою (из первой струйки "огонь сечет", из другой - "искра сыплется", из третьей - " дым столбом валит"), или предательской по отношению к нему: как только третья "относиливая" струя вынесла Добрыню Никитича на середину реки, прилетает Змей Горыныч, дождит дождем и сыплет огеннными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но Добрыня Никитич несколько раз ныряет в глубь реки, прежде чем оказывается на берегу и, вступив в поединок, сокрушает Змея "шапкой земли греческой". Тот пал на сыру землю, Добрыня Никитич хочет срубить "змеищу" головы, Змей вымаливает пощаду, но, пролетая над Киевом, похищает любимую племянницу князя Владимира Забаву (Запаву) Путятишну. Князь Владимир поручает Добрыне Никитичу освободить ее; он достигает "нор змеиных" (пещер), спускается в них, освобождает Забаву Путятишну и "полоны русские". Этот змееборческий сюжет имеет многие аналоги (вплоть до святого Георгия и святого Федора Тирона). В былине, по видимому, в преобразованном виде отражается историческая ситуация, связанная с крещением Руси, что следует из мотива купания Добрыни Никитича в реке и убийства змея шапкой греческой земли (из Греции-Византии пришло христианство). В этом контексте Добрыня Никитич былины соотносим с дядей князя Владимира Добрыней, принимавшем участие в крещении новгородцев и упоминаемым в летописи. Отчество Забавы Путятишны возводится к тысяцкому Путяте, устрашившему новгородцев, которые не желали креститься (о чем говорит старинная пословица: Путята крести мечом, а Добрыня огнем). Имя Марфиды Всеславьевны, встречающееся в одном из вариантов былины о Добрыне Никитиче - змееборца, сопоставляется с именем матери или одной из жен князя Владимира Малфридой и т.п. Однако архаичная подоснова былина очевидна в тесной связи Добрыни Никитича с водной стихией, с речными струями, нырянием, норами, пещерами и другими образами низа. Почай или Пучайная, Пучай-река контаминирует в себе и историческую реку Почайну в Киеве, при устье которой происходило крещение киевлян, и образ пучины, дна как обозначения нижнего мира; в этом смысле характерен параллелизм Дуная и Добрыни Никитича и их участие в одном и том же сюжете: "речной" Дунай и связанный с рекой, водой (Почай, Смородина, Непра, Несей-река, Израй-река и т.п.) Добрыня Никитич оказываются как бы соприродными друг другу персонажами. Не случайно также и то, что имя Добрыня своим суффиксом отсылает к персонажам типа Горыня, Дубыня и Усыня, с одной стороны, и Перынь, с другой, а корнем *dobr-\*debr- к обозначению дна, низа, пучины в индоевропейских языках.
___ Бой Добрыни Никитича со Змеем имеет некоторые параллели в других былинах изображающих бой Добрыни Никитича. Противниками героя в таких случаях выступают как принципиально враждебные и вредоносные существа типа Бабы-яги, поляницы, так и богатыри своего же круга (бой Добрыни Никитича с Дунаем и примирение их с помощью Ильи Муромца и Алеши Поповича; бой с Ильей Муромцем; бой с Алешей Поповичем, где примирение мотивирует отношение "крестового братства", в которое вступают участники поединка).
___ Другой важный сюжет - Добрыня Никитич и Маринка (Марина, Марина Игнатьевна, от латинского ignis "огонь", т.е. "огненная"). Маринка не только женщина вольного поведения, принимающая у себя Змея Тугарина, но она "отравщица", "зельница", "кореньщица", "чародейница", изготовляющая приворотные зелья, срезающая следы с земли и сжигающая их с целью нанесения вреда, употребляющая колдовские чары и, в частности, обращающая людей в животных, и сама умеющая обертываьбся сорокой, завлекает и Змея Тугарина и Добрыню Никитича к себе в дом, находящийся в дурном месте - в Маринкином переулке, в татарской слободе. Подойдя к ее дому, Добрыня Никитич видит целующихся голубей у окошка (или даже целующихся Маринку и Змея). Он пускает в них стрелу, но или никого не убивает, или убивает Змея. Маринка заманивает к себе Добрыню Никитича и предлагает ему себя в жены. Добрыня Никитич удерживается от соблазна, но она пускает в ход колдовские чары ( в одном из вариантов ей удается женить на себе Добрыню Никитича, но их венчание происходит не у алтаря, а в поле, вокруг ракитового куста). Когда попытки Маринки кончаются неудачей, она оборачивает Добрыню Никитича "гнедым туром". На помощь приходит мать Добрыни Никитича. Маринка оборачивается птицей, летит к Добрыне Никитичу-туру и обещает вернуть ему человеческий облик, если он женится на ней. Добрыня Никитич соглашается с тем, читобы став снова человеком жестоко казнить ее; в другних вариантах мать Добрыни Никитича обращает Маринку в "кобылу водовозную", "суку долгохвостую" или в сороку. В сюжете о Добрыне Никитиче и Маринке также сочетаются архаические элементы (следы "треугольника" - Добрыня Никитич - Маринка - Змей), змееборческие мотивы, магические действия и т.п. вплоть до самого имени Маринки с богатой мифопоэтической предысторией (Марена, Морена, Мара и т.п.) и исторические реминисценции (в частности, мифологизированный образ Марины Мнишек с ее распутством, колдовскими чарами, способностью к оборотничеству: по преданию она спаслась, также обернувшись сорокой).
___ Еще один известный былинный сюжет рисует Добрыню Никитича сватом, добывающим для князя Владимира невесту. Богатырь Дунай Иванович указывает на Опраксу королевишну, дочь литовского короля, как носительницу соответствующих качеств. Вместе с Добрыней Никитичем они добывают невесту князю. Ритуализованное добывание невесты родственником (старшим) жениха принадлежит к числу архаичных элементов былины; вместе с тем оно связано с историческим эпизодом, засвидетельствованным летописью, когда князь Владимир посылает Добрыню к Рогволоду в Полоцк просить его дочь стать невестой Владимира. Впрочем известны былины о женитьбе самого Добрыни Никитича на полянице Настасье, иногда соединянемые с мотивами купания в реке и поединка со Змеем. Наконец общеизвестен круг былин с сюжетом "муж на свадьбе собственной жены": Добрыня Никитич надолго уезжает в чисто поле в поисках "супротивника"; своей жене Настасье Никулишне он завещает ждать его 12 лет и лишь после этого выходить снова замуж, но только не за Алешу Поповича; жена верно ждет своего мужа, но Алеша приносит ей ложную весть о гибели Добрыни Никитича, князь Владимир выступает как сват, просящий Настасью выйти замуж за Алешу; она против воли вынуждена согласиться - тем более, что князь Владимир угрожает ей; во время свадебного пира появляется Добрыня Никитич в одежде калики или скомороха и просит разрешения поиграть на гуслях - тогда Настасья узнает в неизвестном певце мужа (иногда узнавание совершается с помощью кольца, которое Добрыня Никитич бросает в чару, вручаемую им жене); Добрыня Никитич наказывает Алешу за обман. Илья Муромец выступает примирителем, напоминая, что Добрыня Никитич и Алеша "братьица крестовые"; все признают моральное превосходство Добрыни Никитича и неправоту Алеши.

Мифологический словарь.
В.В.Иванов, В.И.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz