Див (Персонажи восточнославянской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Див
(дива)

- в восточнославянской мифологии демонический персонаж. Упомянут в средневековых «Словах» - поучениях против язычества (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чешские divy muz, diva zena, польская dzivozona; серболужицкие dziwja zona, dziwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болгарская самодива, синонимичная самовиле). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны — со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: для сравнения: украинское дивий — «дикий», старославянское «дивии», болгарское «див», польское dziwy, «дикий» при латышском dieva zuosis, «дикий гусь» — первоначально в значении «гусь бога»; для сравнения также: родственное хеттское siu - «бог» в siunas huitar, «животные богов», то есть «дикие звери»; и типологические кетские параллели — Esde Sel, «дикий олень», то есть «олень бога Еся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием» иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (Дый) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа — дэва. В значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли (древнеиндийское bhaga; для сравнения: славянское Бог; оба эти взаимосвязанных процесса объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» можно видеть в мотиве падения Дива на землю, имеющем соответствия в древнеиранском patat dyaos, «сверзился с неба») и древнегреческом («сверженный с неба»; для сравнения также: хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т.п.).

Мифологический словарь.
В.В.Иванов, В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz