Дажьбог (Персонажи восточнославянской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Дажьбог
(древнерусское Дажьбогъ, варианты — Дажбогъ, Даждьбогъ)

- в восточнославянской мифологии божество, входившее в состав так называемого Владимирова пантеона. Первое упоминание Дажьбога — в «Повести временных лет» под 980 годом, из которого следует, что местом культа был холм, на холме находился кумир Дажьбога и здесь Дажьбогу, как и другим богам, приносились жертвы. Наиболее содержательным (хотя и менее достоверным) является фрагмент о Дажьбоге во вставке, включённой в перевод отрывка из «Хроники» Иоанна Малалы, находящегося в Ипатьевской летописи под 1144 годом: «По умрьтвии же Феостовъ (древнегреческий Гефест) егож и Сварога наричить и царствова сынъ его именемъ Солнце, егожь наричють Дажьбогъ. Солнце же царь сынъ Свароговъ еже есть Даждьбог». Отсюда следует связь Дажьбога с солнцем и родственные отношения с Сварогом (сын — отец), несомненно связанным с огнём. Третий независимый источник, упоминающий Дажьбога, — «Слово о полку Игореве», в котором дважды говорится о попавших в тяжёлое положение русских как о внуках Дажьбога: «погыбашеть жизнь Дажьбожя вънука» и «въстала обида въ силахъ Дажьбожя вънука». Эти контексты дают некоторое основание для понимания Дажьбога как родоначальника или покровителя древнерусского этноса, который в свою очередь может трактоваться как наследие, богатство Дажьбога. Не исключено, что именно этим обстоятельством следует объяснять наличие имён собственных типа Дажбоговичь в украинской грамоте 14 века или Dadzbog в польских документах 13—15 веков. В более поздних источниках за редким исключением имя Дажьбога выступает в сильно искажённом виде. В списке 980 года имени Дажьбогу непосредственно предшествует имя Хорса (при этом только эти два имени соединены без союза и), который, как и Дажьбог в указанном отрывке, связывается с солнцем (для сравнения: «Слово о полку Игореве»). В том же списке 980 года непосредственно за именем Дажьбога следует имя Стрибога. Эти имена образуют пару и формально (сложное двучленное имя с общим вторым элементом — богъ и с формой глагола в повелительном наклонении в первом члене: даж/д/ь-, стри-, для сравнения: простри) и содержательно: оба божества, судя по значению их имён и этимологии, имеют отношение к подаче богатства (бог — богатый, среднеиранское Baga-, древнеиндийское Bhaga-, имя божества, персонифицированного богатства, доли) и к его распределению — распространению (простирать) и, следовательно, выполняют вероятную социально-экономическую функцию наделения и распределения богатства, имущества, благ (характерно, что предшествующая пара богов в списке — Перун и Хорс — может по аналогии трактоваться как «природная» — гром/молния и солнце). О широких функциях Дажьбога свидетельствует украинская народная песня, где Дажьбог изображается покровителем свадьбы, встречающим жениха-князя на рассвете (связь с солнцем, восходом), «меж трёх дорог»; в другой песне, относящейся к сезонному циклу, Дажьбог высылает соловушку замыкать зиму и отмыкать лето (для сравнения: сходные мотивы в связи с вырием). Для сравнения: мифологизированный образ земного царя в сербской сказке — Дабог и следы этого персонажа в эпических песнях о кралевиче Марко. Эти факты дают основание для предположения о праславянских истоках имени и образа Дажьбога. Данные древних индоевропейских текстов позволяют отнести истоки Дажьбога ещё глубже. Для сравнения: сочетание тех же (этимологически) элементов, что и в имени Дажьбог («дать» и «бог») в таких ведийских примерах, как: daddhi bhagam дай долю/богатство, "Ригведа" II, 17, 7 [где daddhi — повелительное наклонение, точно соответствующее даж(д)ь] или asi bhago asi datrasya datasi ты — Бхага (богатство), ты — деятель даяния, "Ригведа" IX, 97, 55 и т.п. Тем самым в качестве отдалённого источника Дажьбога определяется мифологизированная фигура подателя (распределителя) благ, к которому обращаются с соответствующей просьбой в ритуале, в молитве, в благопожеланиях (для сравнения: русское дай, Боже...). Данные мифологии балтийских славян позволяют с ещё большей уверенностью говорить о праславянском характере этого божества и о некоторых его особенностях. Как сын Сварога Дажьбог может быть назван Сварожичем. Именно это название упоминается западноевропейскими хронистами. Возможны, однако, другие этимологические объяснения (имя Дажьбог иногда выводят из индоевропеского deg-/dag — 'жечь', что признаётся маловероятным, а имя Стрибога толкуют этимологически как 'Отец Бог') и о том, что оба эти имени относятся к числу описательных определений, которые могли быть «поэтическим» обозначением других богов.

Мифологический словарь.
В.В.Иванов, В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz