Дэвы (Персонажи иранской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Дэвы
(авестийское, дайва; фарси, дэвы)

- в иранской мифологии злые духи, противостоящие благим духам - ахурам. Представления о дэвах восходят к индоиранской и индоевропейской общности; в древнеиндийской мифологии дева - божества (как и родственные им персонажи других индоевропейских традиций), а асуры - демоны. Дэвы, против которых направлена "антидэвовская надпись" Ксеркса, иранского царя 5-го века до н.э. почитались, по-видимому, в одной из областей Ирана как боги: Ксеркс уничтожил их святилище и насадил культ Аурамазды (Ахурамазды). "Видевдат" (среднеиранское "Кодекс против дэвов") - свод законов и религиозных предписаний против дэвов. Они - порождение "злой мысли, лжи" (Друга, "Ясна" 32, 3). Они служат Ангро-Майнью (Ахриману). Их бесчисленное множество, образы дэвов слабо индивидуализированы. Легендарные иранские цари и богатыри выступают как дэвоборцы; главный дэвоборец - Рустам. Согласно дошедшему до нас согдийскому сочинению 5 века н.э. Рустам осадил дэвов в их городе и затем победил в бою. "Шахнамэ" изобилует сюжетами борьбы с дэвами: сын Каюмарса Сиамак погибает от руки черного дэва; впоследствии Хушанг (авестийский Хаошйангха) вместе с Каюмарсом убивают дэвов. Царь Ирана Кай Кавус, желая уничтожить злых духов, отправляется в поход против Мазендерана - царства дэвов, и, ослепленный их колдовством, попадает с дружиной в плен к белому дэву. Кай Кавус призывает на помощь Рустама, и тот побеждает шаха Мазендерана Аржанг-Дэва (шах тщетно пытается спастись от героя, превратившись в камень), а затем убивает белого дэва и освобождает царя.
___ Представления о дэвах сохранились в фольклоре иранских народов; у таджиков дэвы - великаны, покрытые шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, ужасными лицами. Дэвы живут в своих логовищах (девлох), в диких, труднодоступных местах, или внутри гор, на дне озер, в недрах земли. Там они стерегут сокровища земли - драгоценные металлы и камни; славятся ювелирным искусством. Обвалы в горах и землетрясения объяснялись работой дэвов в своих мастерских или тем, что дэв "бушует". Дэвы ненавидят людей, убивают их или держат в темницах в своих жилищах и пожирают каждый день по два человека - на обед и на ужин. Они бесчувственны к мольбам пленников и на заклятия именем бога отвечают богохульствами. Однако у таджиков встречаются и предстваления о дэвах как о благодетельных существах: такова Дэви Сафед ("белая богиня"), покровительница прях, по пятницам ей подносили лепешку и воздерживались от работы.

Мифологический словарь.
И.С.Брагинский


___ В армянских мифах и эпосе дэвы (от иранского дэв) - злые духи, главным образом великаны, антропоморфного, иногда и зооморфного облика, часто с двумя, тремя, семью головами. Дэвы обладают огромной силой. Живут в горах, пещерах, в глубоких и темных ущельях, в пустынях. Действуют обычно группами - три, семь, сорок братьев. Владеют большими сокровищами. Похищают красавиц, царевен, соблазняют их. Герои, воюющие против дэвов, всегда их побеждают. Иногда дэвы вступают в дружбу с героями, помогают им в их подвигах. Матери дэвов - тоже великанши, имеют огромные груди, переброшенные через плечи; более дружелюбны по отношению к людям, чем их сыновья.

Мифологический словарь.
С.Б.Арутюнан


___ В грузинских мифах и фольклоре - злые духи. Дэви зооморфны, рогаты и волосаты, многоглавы (от трех до ста голов). С увеличением числа голов возрастает их сила, на месте срубленной головы вырастает новая. Дэви обитают в подземельях, но иногда живут и на земле, владея дворцами и богатствами. Обычно вместе живут семь - девять братьев. Занимаются дэви скотоводством и охотой, похищают и держат в неволе красавиц. В мифах горцев Грузии против дэви борются местные божества. Дэви женского пола - великанши, менее злы, они дают приют и огонь пришельцам и охраняют их от своих сыновей-людоедов.

Мифологический словарь.
М.К.Чачава


___ В мифах дагестанских народов дэвы (от иранского дэв, у цахуров именуется Абрак) - антропоморфные одноглазые чудовища огромных размеров. Обычно обитают по нескольку братьев с матерью в пещере, в неприступной крепости; живут охотой. Разрушают человеческое жилье, убивают людей.
___ Согласно лакскому мифу ("Одноглазый дэв"), один из дэвов занимался овцеводством; людей, забредших в его пещеру, жарил вместе с дичью и съедал. Но нашелся герой, благодаря смекалке спасшийся от него. Попав в пещеру дэва он, он выжег у спящего чудовища глаза. Проснувшись утром, дэв стал ощупью просчитывать своих овец, но человека, уцепившегося снизу за овечью шерсть, не обнаружил, и герой вместе с овцами выбрался из пещеры.

Мифологический словарь.
Х.М.Халилов


___ В мифологиях тюркоязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Западной Сибири, Поволжья и гагаузов (турецкое дэв; узбекское, гагаузское дев; туркменское дёв; киргизское дёо; казахское дяу; каракалпакское дэу; карачаевское, балкарское дёу; у казанских татар дию; у западносибирских татар тив; у башкир дейеу) дэвы - злые духи. Дэвы представлялись обладающими огромной силой великанами, иногда с несколькими головами, мужского или женского пола. Иногда дэвы имеют облик циклопа (у народов Средней Азии и Казахстана, а также у турок). У турок и гагаузов дэвы-великанши имеют, как и албасты, длинные груди, которые они забрасывают за плечи. По представлению башкир, казанских и западносибирских татар, дэвы имеют свое подземное царство. В мифах народов Средней Азии сохранились представления о былой благодетельной роли дэвов, в частности в мифах узбеков Хорезмского оазиса дэвы выступают как строители многих крепостей и городов, в шаманских мифах узбеков, казахов и киргизов они фигурируют в числе духов - помощников шаманов. (Обычно, однако, считалось, что дэвы причиняют человеку болезнь, а шаман должен изгнать ее или умилостивить дэва).
___ Как мифологический персонаж дэвы наиболее распространены среди узбеков, а у других народов они чаще выступаю как сказочные образы (хотя и сохраняют мифологические черты). У тюркоязычных народов Поволжья дэвы часто сближаются и объединяются в единый образ с пари (духи дию пэрие).

Мифологический словарь.
В.Н.Басилов




Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz