Вещий Олег (Персонажи русской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Вещий Олег

- древнерусский легендарный князь (воевода). Герой нескольких мифо-поэтических сюжетов, вошедших в "Повесть временных лет": он хитростью (прикинувшись купцом) захватывает Киев (по летописи - в 882 году), убивая правивших там Аскольда и Дира (по поздним книжным вариантам - Кия, Щека и Хорива), и сажает на престол законного князя Игоря - сына Рюрика. В походе на Царьград Вещий Олег, поставив корабли на колеса, под парусами по суше подходит к стенам города (сходные эпизоды приводятся в "Деяниях датчан" датского хрониста 12 века Саксона Грамматика и в других, в том числе фольклорных, текстах). Олег отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом - дар провидца, "Вещего"; само имя Олег имеет скандинавское происхождение и близкую семантику - аналогия: Хельги) и прибивает щит к вратам Царьграда, "показуя победу" (ритуал имеет древневосточные параллели - аналогия: "дом щита" - храм урартского бога Халди). Как князь-воитель Вещий Олег связан с культом Перуна: при заключении договора с греками он и его мужи клянутся на оружии "Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом"; на миниатюре Радзивилловской летописи Вещий Олег изображен клянущимся рядом с антропоморфным идолом Перуна, у ног же стоящего рядом с Олегом мужа прорисована змея - вероятное воплощение Велеса. В связи с этим мотив смерти Вещего Олега от змеи может рассматриваться в связи с реконструируемым противопоставлением Перуна и Велеса в славянской мифологии. Волхвы предсказали Олегу гибель от собственного коня. Князь велит увести коня, а когда через четыре года узнает о его смерти, насмехается над предсказанием и хочет видеть кости животного, он наступает на череп, из черепа выползает змея и жалит Олега в ногу. Князь умирает на тридцать третьем году правления (характерное эпическое число). Ближайшая параллель мотиву смерти Олега известна в исландской саге об Орваре Одде (13 век): герой получает то же предсказание от оскорбленной им вещуньи и убивает своего коня; будучи уже стариком он спотыкается о конский череп и ударяет его копьем; выползшая оттуда змея жалит Одда. Мотив предсказания судьбы (в том числе неизбежной смерти от животного или предмета) широко распространен в мировом фольклоре, однако на славянской почве этот мотив, очевидно, связан с Велесом, атрибутами которого являются конский череп и змея.

Мифологический словарь.
В.Я.Петрухин



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz