Текущее Позиция Творчество Аудиофайлы Ежедневник |
Последнее стихотворение. Антология
Очертания Антологии последнего стихотворения
___ Книга сильнее и долговечнее человека, написавшего ее. Книга стихотворений с годами, десятилетиями и веками становится всё монолитнее, крепче и независимее (из мандельштамовского «Камня» нельзя убрать ни одного слова, как чудесный красный камень из кладки древних ацтеков). Стихи после смерти их создателя непостижимым образом мужают и хорошеют, и со временем судьба книги становится истинной судьбой поэта. Поэтика и биография синтезируются в нерасторжимое целое и становятся предметом не столько стиховедения или лингвистики текста, сколько нового, зарождающегося сегодня направления в филологии и в текстоведении – поэтологии. ___ Все поэты – разные, эта истина стара, и всех поэтов объединяет язык, универсальность и всеобъемлющность которого не подлежат сомнению. Универсальность и регулярность языковой / поэтической деятельности определяется явными и скрытыми законами функционирования языка и текста, работа этих законов, безусловно, определяет наличие некоей общей судьбы у всех и для всех, кто одарен и вдохновлен, кто постигает ужас красоты, кто пытается выразить неизъяснимое общими для всех говорящих и слушающих единицами языка, культуры, эстетики, музыки и духа. Всех поэтов объединяет общий признак – наличие первого и последнего стихотворения. ___ Смерть никогда не застает поэта врасплох: у него всегда на этот простой и ясный (для поэта) случай есть уже написанное Последнее стихотворение. Поэт не готовится к смерти, поэт просто знает, что плоть его невечна, что постоянное и все увеличивающееся перенапряжение тела, интеллекта, психики и души рано или поздно, но вполне ожидаемо, приведет его жизнь к закономерному концу: круг жизнь – любовь – смерть то ли разомкнется, то ли перехлестнется в восьмерку, в символ бесконечности. ___ Знает ли поэт, что он пишет или уже написал Последнее стихотворение? Знает ли человек, что он должен (или – вынужден ожиданием и предчувствием смерти) написать последнее стихотворение? Знает ли поэтическая личность, что стихотворение, сочиняющеся или сочиненное, может оказаться последним? ___ Языковая поэтическая личность – это сложно организованная живая, органическая система, формирующаяся на основе таких признаков и категорий, как антропологичность, лингвистичность, эстетичность, энергетичность, социальность, историчность (генетичность) и др. Последнее стихотворение в силу повышенной степени эсхатологичности русского («русский» – для нас категория не столько этническая, сколько языковая и культурная) человека является неотъемлемой и обязательной частью языковой поэтической личности. ___ Последнее стихотворение – это феномен и языковой, и культурный, и духовный, и экзистенциальный в целом. Последнее стихотворение не просто отмечает конец физического существования поэта – оно также фиксирует начало другой жизни поэта, поэта – без плоти, поэта, от которого в его стихах остается практически все: и голос, и взгляд, и улыбка, и походка, и тепло руки, и – что очень важно – слово, идея, мука мученическая мысли и немоты, ужас жизни и сладкий ужас любви, мужество и бессилие в противостоянии его с толпой, государством и социальной пошлостью, вера и безверие, бытийная интуиция и бытовая наивность. Языковая поэтическая личность неотвратимо – рано или поздно – утрачивает физическую сущность человека, и в этом не ущербность ее, а сила, потому что она – вечна. Количество вечности языковой поэтической личности определяется количеством вечности языка и культуры народа – носителя данного языка. ___ Наблюдение над существованием трехсотлетней русской силлабо-тонической поэзией позволяют нам сделать вывод о том, что русская языковая поэтическая личность – это есть не только обобщенный, «типовой», оптимальный и основной вариант судьбы русского поэта, но также и явление, – системность, структурность и различные качества которого сформировались под воздействием специфических факторов развития и бытования российского времени и российского пространства. Наличие огромных просторов России создает особое отношение русских в жизни, ко времени и к мирозданию в целом: мы – в силу пространственной бесконечности нашей страны – крепко держимся за иллюзию вечного существования и себя, и полей, и лесов, и рек, и небесного свода. Поэт устроен иначе: он пытается не просто постичь национальный хронотоп (время-пространство), но и повлиять на него словом, а значит делом, потому что в России поэтическое слово сильнее и человеческого оружия, и природной стихии. ___ Мысль о создании антологии последнего стихотворения появилась у нас давно – в то время, когда советская власть договаривала свои последние слова, борясь с виноградниками, расточительством и казнокрадством и не позволяя народу топить свои сомнения, относящиеся к дисбалансу русского времени и русского пространства, в вине. ___ Структурно-смысловая и функционально-тематическая однотипность последних стихотворений, написанных в разные века и годы, в разных местах империи, державы и страны сотней русских поэтов, поразительна. Русское последнее стихотворение – это образец чистой поэзии как прямого выражения неизъяснимого, как полного постижения ужаса жизни, любви и смерти – ужаса красоты. ___ Почему нами учитывались тексты 18, 19, 20 и 21 вв.? Почему рассматривались преимущественно силлабо-тонические стихи? ___ Русский поэтический язык сформировался и просодически, и ритмически, и версификационно, и лингвистически, и эстетически к началу 18 века. Именно силлабо-тоника позволила русской поэтической личности создать новые продуктивные лингво-поэтические модели, способные доводить в себе поэтические дефиниции до совершенства как формального, смыслового, так и музыкального выражения. Такие лингво-поэтические дефиниции (или – «лирические формулы») являются в формальном отношении афористическими, а в содержательном плане – каноническими. Ср.: |
О, общая людей отрада! п...а, веселостей всех мать, начало жизни и прохлада... И. Барков «Ода п...е» |
Как мысль моя, подобно Пчеле, полна отрад... Г. Державин «Как мысль моя, подобно...» |
Юноша, полный красы, напряжения, усилия чуждый, Строен, легок и могуч... |
Моя душа твой вечный храм: Как божество, твой образ... М. Лермонтов «Как дух отчаянья и зла...» |
Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой... Ф. Тютчев «Предопределение» |
И город мой железно-серый, Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла... А. Блок «Снежная дева» |
Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож... О. Мандельштам «Пусти меня, отдай меня Воронеж...» |
И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет... А. Ахматова «Приморский сонет» |
Нас мало. Нас, может быть, трое Донецких, горючих и адских Под серой бегущей корою Дождей, облаков и солдатских Советов, стихов и дискуссий О транспорте и об искусстве... Б. Пастернак «Нас мало. Нас, может быть, трое...» |
Процветай, народ, – Твердый, как скрижаль, Жаркий, как гранат, Чистый, как хрусталь... М. Цветаева «Не умрешь, народ...» |
Мы, женщины, повелительницы котлов, Изобретательницы каш... Н. Заболоцкий «Школа жуков. Женщины» |
На длинный нерусских ногах Стоит, улыбаясь некстати, А шерсть у него на боках, Как вата в столетнем халате... А. Тарковский «Верблюд» |
Похожа эта быль на скуку, А может быть, на анекдот... Н. Глазков «В февральском саду...» |
В Свердловске живущий, но русскоязычный поэт, четвертый день пьющий, сидит и глядит на рассвет... Б. Рыжий «В Свердловске живущий...» |
___ Таковы лингво-поэтические дефиниции (толкования) слов-понятий «п...а» (И. Барков); «мысль» (Г. Державин); «юноша» (А. Пушкин); «душа» (М. Лермонтов); «любовь» (Ф. Тютчев); «город» (А. Блок); «Воронеж» (О. Мандельштам); «воздух» (А. Ахматова); «мы» (поэты) (Б. Пастернак); «народ» (М. Цветаева); «женщины» (Н. Заболоцкий); «верблюд» (А. Тарковский); «быль» (Н. Глазков); «поэт» (Б. Рыжий). Очевидно, что данные дефиниции суть результат поэтической и эстетической номинации, обогащающей базовую номинацию – языковую. Именно поэтическая номинация расширяет и приводит в динамическое состояние все сферы и пространства языка. ___ Антология последнего стихотворения – это и попытка осмысления русской поэтической личности в период ее самосознания, частью и средством которого является последнее стихотворение, и попытка сопротивления иерархичности оценочно-эстетического мышления читателя, попытка борьбы с наивно-бытовым восприятием таких категорий русской поэтической личности, как возраст, биография, смерть и т.д. поэта. ___ В то время, когда общий замысел антологии последнего стихотворения только зарождался, человек, пишущий эти строки, в одной из своих книг опубликовал такой пассаж: «Многие стихотворцы (если не все) лучшей своей вещью считают последнюю, только что написанную. Как правило, это небольшое по объему стихотворение. ___ Однако художник не ходит порожняком: в нем всегда есть или остаток прежнего (зачастую лучший), или почти готовое произведение – остается сесть и записать, а потом... переделывать, переделывать, переделывать. И вдруг (это всегда – вдруг) – смерть. Лучшая вещь остается с мертвецом. Попадает – не пропадая! – куда-то. Господи! Какую же книгу Ты читаешь: Антология Последнего Стихотворения» [20]. ___ И еще: «Смерть приходит вовремя – чтобы прибрать к рукам последнее, незаписанное, самое сокровенное. Что они там читают?!» [20]. ___ И все-таки, доверяя силе языка и поэта, а также полноте реализации таланта / дара поэтической личностью независимо от количества физического возраста и прожитых лет, будем считать, что Последнее стихотворение было написано каждым из 100 поэтов, чье творческое наследие попало в поле зрения составителя антологии. ___ Основная цель такой антологии – определить место и значение последнего стихотворения в общей структуре творчества и языковой личности поэта. а также выявить типологические и дифференциальные особенности последнего стихотворения как текста и компонента поэтической личности на материале творчества 100 поэтов 18-20 вв. Достижение этой цели определяется решением ряда задач, среди которых важнейшими оказываются следующие: ___ - выявление структурных и др. особенностей русской языковой поэтической личности; ___ - осмысление последнего стихотворения как поэтического текста особого типа; ___ - составление парадигмы-антологии последних стихотворений, написанных поэтами 18-20 вв., с описанием поэтологических особенностей личности каждого из 100 поэтов (физически возраст, параметры языковой поэтической личности: эстетика, динамика, языковая способность, возраст поэтической личности). ___ В основе отбора, описания и составления материала лежит метод поэтологического анализа. ___ Антология последнего стихотворения включает в себя следующие части: Предисловие, Теория поэтической личности и Антология (100 блоков; в состав каждого блока входят такие разделы, как экстралингвистические параметры (биография, поэтика, эстетика и т.д.), характеристика и доминанты языковой способности, парадигма текстов (вариантов и проч.) последнего стихотворения и др.). |
Юрий Казарин.
Последнее стихотворение. Антология
Здесь Вы можете перейти к сайтам:
При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!