Очертания Антологии последнего стихотворения (Юрий Казарин, Последнее стихотворение. Антология)
Текущее Позиция Творчество Аудиофайлы Ежедневник


Последнее стихотворение. Антология

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Очертания Антологии последнего стихотворения
___ Книга сильнее и долговечнее человека, написавшего ее. Книга стихотворений с годами, десятилетиями и веками становится всё монолитнее, крепче и независимее (из мандельштамовского «Камня» нельзя убрать ни одного слова, как чудесный красный камень из кладки древних ацтеков). Стихи после смерти их создателя непостижимым образом мужают и хорошеют, и со временем судьба книги становится истинной судьбой поэта. Поэтика и биография синтезируются в нерасторжимое целое и становятся предметом не столько стиховедения или лингвистики текста, сколько нового, зарождающегося сегодня направления в филологии и в текстоведении – поэтологии.
___ Все поэты – разные, эта истина стара, и всех поэтов объединяет язык, универсальность и всеобъемлющность которого не подлежат сомнению. Универсальность и регулярность языковой / поэтической деятельности определяется явными и скрытыми законами функционирования языка и текста, работа этих законов, безусловно, определяет наличие некоей общей судьбы у всех и для всех, кто одарен и вдохновлен, кто постигает ужас красоты, кто пытается выразить неизъяснимое общими для всех говорящих и слушающих единицами языка, культуры, эстетики, музыки и духа. Всех поэтов объединяет общий признак – наличие первого и последнего стихотворения.
___ Смерть никогда не застает поэта врасплох: у него всегда на этот простой и ясный (для поэта) случай есть уже написанное Последнее стихотворение. Поэт не готовится к смерти, поэт просто знает, что плоть его невечна, что постоянное и все увеличивающееся перенапряжение тела, интеллекта, психики и души рано или поздно, но вполне ожидаемо, приведет его жизнь к закономерному концу: круг жизнь – любовь – смерть то ли разомкнется, то ли перехлестнется в восьмерку, в символ бесконечности.
___ Знает ли поэт, что он пишет или уже написал Последнее стихотворение? Знает ли человек, что он должен (или – вынужден ожиданием и предчувствием смерти) написать последнее стихотворение? Знает ли поэтическая личность, что стихотворение, сочиняющеся или сочиненное, может оказаться последним?
___ Языковая поэтическая личность – это сложно организованная живая, органическая система, формирующаяся на основе таких признаков и категорий, как антропологичность, лингвистичность, эстетичность, энергетичность, социальность, историчность (генетичность) и др. Последнее стихотворение в силу повышенной степени эсхатологичности русского («русский» – для нас категория не столько этническая, сколько языковая и культурная) человека является неотъемлемой и обязательной частью языковой поэтической личности.
___ Последнее стихотворение – это феномен и языковой, и культурный, и духовный, и экзистенциальный в целом. Последнее стихотворение не просто отмечает конец физического существования поэта – оно также фиксирует начало другой жизни поэта, поэта – без плоти, поэта, от которого в его стихах остается практически все: и голос, и взгляд, и улыбка, и походка, и тепло руки, и – что очень важно – слово, идея, мука мученическая мысли и немоты, ужас жизни и сладкий ужас любви, мужество и бессилие в противостоянии его с толпой, государством и социальной пошлостью, вера и безверие, бытийная интуиция и бытовая наивность. Языковая поэтическая личность неотвратимо – рано или поздно – утрачивает физическую сущность человека, и в этом не ущербность ее, а сила, потому что она – вечна. Количество вечности языковой поэтической личности определяется количеством вечности языка и культуры народа – носителя данного языка.
___ Наблюдение над существованием трехсотлетней русской силлабо-тонической поэзией позволяют нам сделать вывод о том, что русская языковая поэтическая личность – это есть не только обобщенный, «типовой», оптимальный и основной вариант судьбы русского поэта, но также и явление, – системность, структурность и различные качества которого сформировались под воздействием специфических факторов развития и бытования российского времени и российского пространства. Наличие огромных просторов России создает особое отношение русских в жизни, ко времени и к мирозданию в целом: мы – в силу пространственной бесконечности нашей страны – крепко держимся за иллюзию вечного существования и себя, и полей, и лесов, и рек, и небесного свода. Поэт устроен иначе: он пытается не просто постичь национальный хронотоп (время-пространство), но и повлиять на него словом, а значит делом, потому что в России поэтическое слово сильнее и человеческого оружия, и природной стихии.
___ Мысль о создании антологии последнего стихотворения появилась у нас давно – в то время, когда советская власть договаривала свои последние слова, борясь с виноградниками, расточительством и казнокрадством и не позволяя народу топить свои сомнения, относящиеся к дисбалансу русского времени и русского пространства, в вине.
___ Структурно-смысловая и функционально-тематическая однотипность последних стихотворений, написанных в разные века и годы, в разных местах империи, державы и страны сотней русских поэтов, поразительна. Русское последнее стихотворение – это образец чистой поэзии как прямого выражения неизъяснимого, как полного постижения ужаса жизни, любви и смерти – ужаса красоты.
___ Почему нами учитывались тексты 18, 19, 20 и 21 вв.? Почему рассматривались преимущественно силлабо-тонические стихи?
___ Русский поэтический язык сформировался и просодически, и ритмически, и версификационно, и лингвистически, и эстетически к началу 18 века. Именно силлабо-тоника позволила русской поэтической личности создать новые продуктивные лингво-поэтические модели, способные доводить в себе поэтические дефиниции до совершенства как формального, смыслового, так и музыкального выражения. Такие лингво-поэтические дефиниции (или – «лирические формулы») являются в формальном отношении афористическими, а в содержательном плане – каноническими. Ср.:

О, общая людей отрада!
п...а, веселостей всех мать,
начало жизни и прохлада...

И. Барков «Ода п...е»


Как мысль моя, подобно
Пчеле, полна отрад...

Г. Державин «Как мысль моя, подобно...»


А. Пушкин «Юноша, полный красы...»

Юноша, полный красы, напряжения, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч...

Моя душа твой вечный храм:
Как божество, твой образ...

М. Лермонтов «Как дух отчаянья и зла...»


Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

Ф. Тютчев «Предопределение»


И город мой железно-серый,
Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла...

А. Блок «Снежная дева»


Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож...

О. Мандельштам «Пусти меня, отдай меня Воронеж...»


И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет...

А. Ахматова «Приморский сонет»


Нас мало. Нас, может быть, трое
Донецких, горючих и адских
Под серой бегущей корою
Дождей, облаков и солдатских
Советов, стихов и дискуссий
О транспорте и об искусстве...

Б. Пастернак «Нас мало. Нас, может быть, трое...»


Процветай, народ, –
Твердый, как скрижаль,
Жаркий, как гранат,
Чистый, как хрусталь...

М. Цветаева «Не умрешь, народ...»


Мы, женщины, повелительницы котлов,
Изобретательницы каш...

Н. Заболоцкий «Школа жуков. Женщины»


На длинный нерусских ногах
Стоит, улыбаясь некстати,
А шерсть у него на боках,
Как вата в столетнем халате...

А. Тарковский «Верблюд»


Похожа эта быль на скуку,
А может быть, на анекдот...

Н. Глазков «В февральском саду...»


В Свердловске живущий,
но русскоязычный поэт,
четвертый день пьющий,
сидит и глядит на рассвет...

Б. Рыжий «В Свердловске живущий...»


___ Таковы лингво-поэтические дефиниции (толкования) слов-понятий «п...а» (И. Барков); «мысль» (Г. Державин); «юноша» (А. Пушкин); «душа» (М. Лермонтов); «любовь» (Ф. Тютчев); «город» (А. Блок); «Воронеж» (О. Мандельштам); «воздух» (А. Ахматова); «мы» (поэты) (Б. Пастернак); «народ» (М. Цветаева); «женщины» (Н. Заболоцкий); «верблюд» (А. Тарковский); «быль» (Н. Глазков); «поэт» (Б. Рыжий). Очевидно, что данные дефиниции суть результат поэтической и эстетической номинации, обогащающей базовую номинацию – языковую. Именно поэтическая номинация расширяет и приводит в динамическое состояние все сферы и пространства языка.
___ Антология последнего стихотворения – это и попытка осмысления русской поэтической личности в период ее самосознания, частью и средством которого является последнее стихотворение, и попытка сопротивления иерархичности оценочно-эстетического мышления читателя, попытка борьбы с наивно-бытовым восприятием таких категорий русской поэтической личности, как возраст, биография, смерть и т.д. поэта.
___ В то время, когда общий замысел антологии последнего стихотворения только зарождался, человек, пишущий эти строки, в одной из своих книг опубликовал такой пассаж: «Многие стихотворцы (если не все) лучшей своей вещью считают последнюю, только что написанную. Как правило, это небольшое по объему стихотворение.
___ Однако художник не ходит порожняком: в нем всегда есть или остаток прежнего (зачастую лучший), или почти готовое произведение – остается сесть и записать, а потом... переделывать, переделывать, переделывать. И вдруг (это всегда – вдруг) – смерть. Лучшая вещь остается с мертвецом. Попадает – не пропадая! – куда-то. Господи! Какую же книгу Ты читаешь: Антология Последнего Стихотворения» [20].
___ И еще: «Смерть приходит вовремя – чтобы прибрать к рукам последнее, незаписанное, самое сокровенное. Что они там читают?!» [20].
___ И все-таки, доверяя силе языка и поэта, а также полноте реализации таланта / дара поэтической личностью независимо от количества физического возраста и прожитых лет, будем считать, что Последнее стихотворение было написано каждым из 100 поэтов, чье творческое наследие попало в поле зрения составителя антологии.
___ Основная цель такой антологии – определить место и значение последнего стихотворения в общей структуре творчества и языковой личности поэта. а также выявить типологические и дифференциальные особенности последнего стихотворения как текста и компонента поэтической личности на материале творчества 100 поэтов 18-20 вв. Достижение этой цели определяется решением ряда задач, среди которых важнейшими оказываются следующие:
___ - выявление структурных и др. особенностей русской языковой поэтической личности;
___ - осмысление последнего стихотворения как поэтического текста особого типа;
___ - составление парадигмы-антологии последних стихотворений, написанных поэтами 18-20 вв., с описанием поэтологических особенностей личности каждого из 100 поэтов (физически возраст, параметры языковой поэтической личности: эстетика, динамика, языковая способность, возраст поэтической личности).
___ В основе отбора, описания и составления материала лежит метод поэтологического анализа.
___ Антология последнего стихотворения включает в себя следующие части: Предисловие, Теория поэтической личности и Антология (100 блоков; в состав каждого блока входят такие разделы, как экстралингвистические параметры (биография, поэтика, эстетика и т.д.), характеристика и доминанты языковой способности, парадигма текстов (вариантов и проч.) последнего стихотворения и др.).

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Юрий Казарин. Последнее стихотворение. Антология

Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Ближе к классике Тур-Экспресс Bangajazz

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!


Сайт создан в системе uCoz