Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Потоп

___ Мифы, легенды, предания о потопе широко распространены (тема потопа отсутствует или получила случайное отражение в мифологиях народов Японии, Африки, Австралии). Многообразные варианты темы потопа демонстрируют сложную картину смешения сведений о реальных потопах с более поздними сюжетами, возникшими уже в силу чисто мифологической логики. Выделяются версии потопа, где он трактуется как катаклизма мирового значения (вселенский потоп), когда гибнет все живое или сохраняется лишь его минимум, необходимый для возрождения в последующее время жизни на земле. К этому кругу представлений о потопе принадлежат версии потопа, которые объясняют гибель мира и человеческого рода и их возрождение, происходящее в "начале времен", и эсхатологические концепции грядущей гибели мира от потопа (или от огня и воды).
___ Основная схема мифов о вселенском потопе сводится к следующему: бог насылает на людей потоп в наказание за плохое поведение, нарушение табу, убийство животных и т.п. или без особой причины. Некоторые люди (обычно праведники), заранее извещенные о потопе, принимают меры к спасению: строят корабль (ковчег, плот, большое каноэ, лодку и др.) или же укрываются от опасности на горе, высоком дереве (вариант: быстрорастущее дерево возносит вверх людей по мере прибывания вод), на плавающем острове, на панцире черепахи, на крабе, в большой тыкве или скорлупе кокосового ореха и т.п. Спасающиеся нередко берут с собой животных, семена и (или) растения и т.п. Ливень, приводящий к потопу, продолжается в течение сакрально отмеченного периода времени (например, 7, 40 дней, полгода). Когда он прекращается и воды начинают спадать, на поиски суши выпускается птица (иногда - грызун), приносящая, наконец, благую весть. Корабль достигает горы, острова (люди спускаются с дерева, горы и т.п.), начинается новая, часто более праведная жизнь в соответствии с божественными заповедями; люди, скот, растения размножаются и вновь заселяют землю. Показательно появление в сюжете о потопе мотива первой человеческой пары или супругов, становящихся в послепотопной жизни прародителями человечества, иногда родоначальниками этнической и культурной традиции. Тем самым мифопоэтическая тема потопа становится важнейшим соединительным звеном между природой и культурой, космологией и квази-историей, естественным правом и моралью, опирающейся на божественные установления (завет между богом и людьми).
___ Древнейшее воплощение этой схемы содержится в шумерской версии, послужившей источником для более поздних вавилонской и библейской версий. Семитский вариант сказания о потопе, возможно, оказал влияние на разработку греческого мифа о Девкалионе и Пирре, спасшихся во время потопа, устроенного Зевсом. В отличие от ближневосточных версий, греческий миф акцентирует тему потопа как грани, после которой начинается эллинская цивилизация (у Девкалиона и Пирры рождается сын Эллин - родоначальник греческих племен), вместе с тем в нем потоп лишен черт всемирного, почти космологического явления. Мотив потопа, плавания на корабле по водам и обретения благодати в новой жизни соотносится с не менее популярным на Ближнем Востоке (и за его пределами) мотивов плавания солнца или солнечного бога в ладье (на лотосе, водяной лилии и т.п.) по мировому океану с тем, чтобы восстановить силы, израсходованные за день, и возродиться к новой жизни. В ряде мифов творения потоп связан с сосудом с водой, из которого возникают первый мужчина и первая женщина, становящиеся прародителями человеческого рода.
___ При рассмотрении теории, согласно которой именно Ближний Восток был центром (возможно, конечно, не единственным), откуда распространялись версии мотива потопа, существенно помнить, что на Ближнем Востоке и смежных восточноевропейском и западноазиатском ареалах распространены и другие сюжеты, связанные с потопом. В частности, сюда относятся мифы, в которых говорится о том, что причиной потопа, обычно длящегося семь суток было неосторожное (иногда - намеренное) движение огромных животных (рыбы, черепахи, лягушки, быка и др.), на которых покоится земля. В ряде разработок темы потопа обнаруживаются дуалистические мотивы укрытия в ковчеге не только благого начала, но и отрицательного, дьявольского (иногда как трансформация противопоставления праведного человека, спасающегося во время потопа /или выполняющих заветы бога послепотопных людей/, и неправедных, погрязших в грехе людей, уничтоженных потопом).
___ Египетская версия мифа о потопе (в "Книге коровы"), видимо, представляет собой коренную переработку старой его схемы. Она предлагает инвертированную схему сказания: с помощью потопа удается спасти людей. Боги решают наказать людей за их грехи, наслав на них Око Ра (богиню Хатор-Сехмет). Истребление людей принимает такие размеры, что боги решают спасти их. Особый красный минерал - диди смешали с ячменным пивом и полученную жидкость вылили на поля. Утром богиня нашла все затопленным (образ потопа в сниженном варианте) красной жидкостью, которую она приняла за кровь людей. "И тогда она стала пить, и сладостно было ее сердце. И пошла она пьяная и не узнала людей", которые были таким образом спасены. В индийской традиции ядро сюжета о потопе введено в схему, связанную с представлениями доарийского населения Индии. Существуют версии, по которым в конце каждого из четырех мировых периодов (юга) потоп уничтожает мир. Концепция уничтожения мира через воду и огонь, холод, снег существовала и в Иране. Однако подобные эсхатологические версии потопа образуют иной мифологический сюжет; его воплощениями можно также считать платоновский миф об Атлантиде, полинезийские версии о потопе (например: огонь и вода, отпрыски первородного осьминога, вступают в борьбу, побеждает вода, заливающая мир, позже восстановленный благодаря Тангароа).
___ В индийской традиции известны и более частные сюжеты, связанные с потопом. Таков рассказ о конфликте между Кришной, советовавшим пастухам перестать чтить Индру, и Индрой, обрушившим на землю ливень, с тем чтобы потоп смыл с лица земли пастухов и их стада. Кришна, чтобы спасти их, поднял гору Говардхану и удерживал ее на кончике пальца семь дней и семь ночей, пока Индра не признал своего поражения и не прекратил потоп.
___ Миф о потопе в китайской традиции сообщает о страшном наводнении и сопутствовавших ему разрушениях: вода поднялась до небес, люди пришли в отчаяние. Гунь по поручению верховного правителя начинает борьбу с потопом. Девять лет он пытался дамбами (в некоторых версиях - также с помощью украденной у правителя чудесной саморастущей земли сижан) запрудить потоки воды, но потерпел неудачу и был казнен на горе Юйшань. Борьбу с потопом продолжает сын Гуня Юй, который прорыл каналы, отвел воды в море, изгнал из болотистых низин змей и драконов и сделал землю годной для обработки. Обычно полагают (А.Масперо, В.Эберхард и др.), что миф о Гуне и Юе имел два центра, из которых он распространялся по Китаю. В китайской версии потопа существенны два обстоятельства: отсутствие мотива преступления людей как причины потопа (потоп выступает как естественное природное явление) и подчиненность сюжета о потопе общей теме землеустрояющей деятельности.
___ Особое место мифопоэтическая тема потопа получила в Новом свете. Американские версии потопа имеют независимое происхождение (хотя в некоторых поздних версиях обнаруживаются частные, и притом вторичные, следв влияния библейской истории о Ное). Чаще всего потоп в этих традициях связан с временем вскоре после творения мира и с персонажем - первопредком ныне существующего племени. Характерный пример - версия потопа в эпосе киче "Пополь-Вух". После того как кончилась неудачей попытка создать людей из глины, боги сотворили деревянных людей. Но те не имели ни души, ни разума, не помнили о своих творцах, бесцельно блуждали по земле, и боги решили уничтожить этих людей, устроив потоп. Сверху лилась густая смола, боги вырывали людям глаза, отрывали головы, пожирали их плоть, ломали кости, крушили жилы. Лик земли потемнел, начал падать черный дождь. Тогда сошлись все животные, деревья, скалы, веши, утварь и стали бить и упрекать деревянных людей. Спасаясь от преследователей, люди карабкались на деревья, на крыши, но те сбрасывали их наземь, пещеры закрывались для них. Деревянные люди погибли, от них остались лишь жалкие потомки - лесные обезьяны. По сравнению с версиями потопа, известными в традициях Старого света, миф из "Пополь-Вух" представляет сам мотив потопа как периферийный и не акцентирует вину людей. Майя, полагавшие, что мир не раз подвергался потопу (или пожару, землетрясению), почитали четырех братьев - бакабов, спасшихся от потопа. В книге "Чилам-Балам" есть предсказание о гибели мира, которая будет вызвана бакабами, наславшими ливни и обрушившими небеса на землю. Близкие сведения содержатся и у Б. де Лас Касас в "Истории Индий". В мифологии инков потоп вызвается высшим божеством Виракоча, недовольным первыми людьми и замыслившим их уничтожить.
___ Различные врсии связывают потоп со слезами покинутого мужа или ревнивого возлюбленного, с водой, вытекающей из чрева пораженного героем чудовища и т.п. Различны и способы спасения от потопа (влезание на небо, иногда с помощью быстро вырастающего дерева). У чибча бог Чибчачум затопил долину Боготы, чтобы покарать людей за нанесенные ему обиды. Яганы считали, что потоп был послан луной как месть за ее оскорбление людьми, узнавшими тайну инициационных ритуалов. Некоторые индейские племена Эквадора связывали потоп с убийством фантастического удава. Бороро объясняли потоп действием водяного духа, получившего рану. В Гайане считается, что потоп вызывает падение древа жизни. Сходную причину (рубка больших деревьев "небесными людьми") выдвигают индейцы кашинауа. Иногда потоп насылают существа подземного мира. У арауканов потоп - результат соперничества и поединка двух чудовищных змей, которые демонстрируя свою силу, заставляют вздыматься воды. Индейцы каража объясняют происхождение потопа тем, что некий человек подземного мира разбивает тыкву, наполненную водой. Индейцы ипурина, напротив, считают, что потоп возникает от того, что огромный котел на солнце переполняется водой. У индейцев таино из-за четырех мифологических героев-братьев, разбивших магическую тыкву, массы воды заполняют землю. В ряде случаев потоп объясняется нарушением табу (в частности менструального, как у индейцев тоба). Особую роль в сюжете о потопе играют Анды, на которых спасаются избранные герои (у инков, гуанка и аймара, напротив, герой спасается в запечатанной пещере). Мотив ковчега в южноамериканских версиях довольно редок. Иногда его объясняют заимствованием из Библии, хотя в некоторых традициях он представляется вполне самостоятельным (индейцы Карибских островов, макуши, ягуа, апинаже и др.). У некоторых племен (гуарайо, чиригуано и др.) распространен мотив спасения во время потопа маленьких мальчиков и девочек, укрывшихся в тыкве. Иногда сюжет потопа усложняется: у индейцев каинганг к спасшимся от потопа, но истощенным от голода персонажам прилетает водоплавающая птица с корзиной земли; иногда после потопа земля воссоздается водоплавающими птицами (в частности утками). Отмечается мотив заселения послепотопной земли с помощью бросания камней (у индейцев макуши, таманак и др.). В некоторых случаях тема потопа включается в миф, реализующий противопоставление огня и воды. Так, у ряда индейских племен Бразилии главный бог насылает огонь с целью уничтожить мир и его нечестивых обитателей, но волшебник, чтобы потушить пламя, вызывает обильные дожди, которые затопляют землю. Отмечены (например в Мексике) сюжеты об антипотопе: солнце впитывает в себя всю земную влагу и выпускает ее не в виде дождя, а в виде пара; вся жизнь на земле погибает, спасается только одна человеческая пара, предупрежденная заранее богом. В мифе о потопе индейцев Северо-Западного побережья Тихого океана великий дух, живший на снежной вершине горы Рейнир, разгневался на людей и зверей и решил их уничтожить, дав возможность спастись только семье одного праведного человека и добрым зверям. Он велел этому человеку выстрелить стрелой в тучу, затем второй стрелой выстрелить так, чтобы попасть в оперение первой, и т.д. пока не образуется длиная цепь стрел. Когда это было сделано, великий дух приказал человеку, его семье и добрым зверям лезть на небо, что они и сделали, когда же полезли дурные люди и злые звери, первая стрела была выдернута из тучи, вся цепь распалась и неугодные великому духу существа оказались на земле; начался ливень и вода затопила землю, уничтожив все живое. Тогда потоп был прекращен; после того как земля высохла, добрый человек со своей семьей и зверями спустился на землю и жил в благоденствии.
___ Сказочный фольклор разных традиций широко отражает тему потопа.Наиболее типичные сюжеты - ковчег, спасение пар разных животных, выпускание птицы, причаливание к горе, проникновение на корабль нечистой силы (в виде мыши и т.п.), жена Ноя и дьявол и т.д.

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



___ Иконография библейской истории о потопе сложилась в 4-6 веках. Сцены потопа в средневековом искусстве изображались чаще всего циклически: сооружение ковчега, ковчег в бушующих волнах, Ной, принимающий благую весть о близости суши и т.д. В эпоху Возрождения тема потопа представлена у П.Уччелло (фреска в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции), Микеланджело (сцена потопа в росписях потолка Сикстинской капеллы), Леонардо да Винчи (графические композиции, объединяемые под условным названием "Потоп", являют образ всемирной катастрофы). Стоическое осмысление потопа как звена в гигантском цикле эволюции природы характерно для полотна Н.Пуссена "Зима, или потоп". В протестантских аллегориях 16-17 веков (Д.Барентс и др.) тема потопа решается обычно в этико-назидательном ключе. Сцены потопа особенно популярны в живописи и графике романтизма (Т.Жерико, У.Тернер, Дж.Мартин, И.К.Айвазовский и др.).

Мифологический словарь. М.Н.Соколов



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb
Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz