Тенгри (Персонажи монгольской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Тенгри
(алтайское тенгри, тенгери; шорское тегри; хакасское тигир, тер; тувинское дээр; чувашское тура; якутское тангара; монгольское тэнгэр; бурятское тэнгэри, тэнгри; калмыцкое тэнгер)

Термин «тенгри» принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов Центральной Азии и, возможно, был представлен ещё в языке хунну (3 век до н.э. и раньше). Его сближают с хуннуским ченли («небо»); предлагаются и более широкие параллели (китайское тянь, шумерское дингир, «небо»). Представление о тенгри складывалось на основе анимистических верований о небесном духе-хозяине, причём небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания.
____ Тенгри как неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства, выступает в древнетюркской мифологии. Возникший, возможно, ещё в дотюркскую эпоху, в почти неизменном виде фигурирует тенгри у средневековых монголов (Монхе-тенгри, «вечное небо»). Позднее образ единого благодетельного, всезнающего, правосудного божественного неба (тенгри) в наибольшей мере сохранился у хакасов и у монгоров.
____ Поклонение персонифицированному божеству тенгри-хану наблюдалось у западных тюрок — савиров (7 век). Тенгри-хан мыслился огромных размеров, что отражало космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу, а титул «хан» указывал на главенствующее положение — во вселенной или в пантеоне богов. Эти представления оказались весьма стойкими. В монгольских шаманских текстах встречается наименование Хан-тенгри; титул «хан» обычен для поздних ипостасей Вечного неба. Хотя в позднейших преданиях название «тенгри» иногда прилагается к верховному небесному божеству, чаще оно обозначает бога вообще (также в буддийских, манихейских, мусульманских текстах); место верховного бога в шаманской мифологии у тюрок и особенно у монголов обычно занимают другие персонажи (Ульгень, Хормуста), а термин «тенгри» закрепляется за классом небесных богов. Если распределение небесных богов по ярусам неба (более характерное для тюркской мифологии) в принципе иерархично, то связь с различными его областями (у монгольских народов) отражает дихотомию светлого и тёмного, благожелательного и демонического. В бурятской мифологии есть противопоставление светлых (сагаан) западных и тёмных (хара) восточных тенгри, на мотиве изначального родства и последующей вражды которых построено много мифологических сюжетов.
____ Множественность тенгри у монголов выражается различными числовым характеристиками, среди них важнейшая — 9 и производные от неё, в первую очередь 99. В русле раннего буддийского влияния (до 16 века) возникает представление о 33 тенгри во главе с Хормустой — слепок с мифологического образа Индры и его окружения. Встречаются и иные количественные характеристики классов тенгри, например «77 нижних тенгри» со своим владыкой вечно белым тенгри, «12 тенгри» и др. Обычно эти числа не имеют конкретного наполнения, многие тенгри упоминаются то как один персонаж, то как целая группа. Тенгри наделяются прозвищами, персонифицирующими различные области и проявления неба, звёзды и созвездия, направления и страны света, природные и сверхъестественные силы, человеческие чувства и страсти, отдельные части жилища и пр.
____ Наряду с Хормустой в монгольском шаманизме сохраняется и более аморфный образ верховного тенгри, наделяемого прозвищами Хан Монхе-тенгри [Хухё Монхе-тенгри; «хан вечное (синее вечное) небо»], Эрхету-тенгри («могущественное небо»), Дегере-тенгри («высшее небо»), Милиян-тенгри (Малиян-тенгри; соответствующий Эсеге Малан-тенгри бурятского пантеона), Атага-тенгри (Хан Атаган; соответствует Атай Улан-тенгри, главе 44 темных восточных тенгри бурятского пантеона), Багатур-тенгри и Хисага-тенгри. Главой 99 тенгри называется также Дархан Гуджир-тенгри — бог-кузнец, отождествляемый с Махакалой; верховным тенгри является и Дзаягачи-тенгри (Дзаячи). Багатур-тенгри осмысливается как защитник людей, бог храбрости, вселяющий мужество в воинов, начальник небесных войск, вооружённый стальным мечом; он столь могуч, что сокрушает скалы, а весьма сходный с ним Хисага-тенгри считается защитником души и имущества человека, дающим победу в бою, выступающим в облике вооружённого всадника. Специфические функции божеств войны обнаруживают у Сульде-тенгри и Дайчин-тенгри (Дайсун-тенгрн соответствует тибетскому Далха). Роль громовержца, в которой чаще выступают особые категории духов (Лу, Хухедей-мерген), отводится также в монгольских шаманских призываниях и верховному тенгри (обладающему «молниевым телом», «сильным ясным громовым голосом», «началом в тучах» — Атага-тенгри, Багатур-тенгри, Хисага-тенгри); для сравнения: персонификация молнии Цахилган-тенгри («молния-тенгри»).
____ Большинство тенгри фигурирует лишь в общих перечнях божеств внутри обрядовых текстов и наделяется весьма широким кругом полномочий: защита от злых духов, врагов и разбойников, дарование жизненной силы людям и скоту, благополучия, воинской и охотничьей удачи; покровительство семье, домашнему хозяйству. Некоторые тенгри локализуются в пространстве (Хормуста — всегда в центре неба, Хисага-тенгри — на западе и т.д.). Верховные тенгри, включая Дархан Гуджир-тенгри и в особенности Дзаягачи-тенгри, характеризуются как демиурги (их называют «создателями всего») ими (или по их соизволению) рождены Чингисхан, Хубилай и другие канонизированные в монгольском шаманстве государи; они (прежде всего Хормуста, но также и Будда, либо тот и другой) порождают самих тенгри. В других вариантах верховный тенгри не участвует в создании других тенгри; то или иное божество появляется самостоятельно; иногда говорится о происхождении тенгри от матери Этуген и моря. Часто употребляется по отношению к тенгри буддийский эпитет «самовозникший». Различные тенгри называются «возникшими, не показывая себя», не имеющими рук и ног» (что соответсвует слабой персонифицированности древнего небесного божества).

Мифологический словарь.
С.Ю.Неклюдов



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz