Яма (Персонажи индийской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Яма

- в древнеиндийской мифологии владыка царства мёртвых, сын Вивасвата, солярного божества, и Саранью. Изначальное значение имени Яма, по-видимому, «близнец», и «Ригведа» содержит гимн-диалог Ямы и его сестры-близнеца Ями, в котором Ями предлагает Яме инцест, чтобы иметь потомство, но он отказывается, ссылаясь на их кровное родство ("Ригведа" X 10; "Атхарваведа" XVIII 33, 14). Гимн представляет собой вариант архаического близнечного мифа о прародителях человечества (одноимённые герои иранской «Авесты» Йима и Йимак женятся и становятся первопредками людей; для сравнения также: древнеегипетские Осирис и Исида, древнегреческие Девкалион и Пирра и т.п.), тогда как в ведийской трактовке, отражающей сравнительную зрелость этических и религиозных воззрений, инцест отвергается и осуждается. Место Ямы в ведийском пантеоне не вполне определённое: хотя его имя фигурирует в перечислениях богов, сам он богом нигде не назван, а только «царём Мёртвых». Вероятно, вначале Яма мыслился смертным. Согласно «Ригведе», он был «первым, кто умер» и открыл путь смерти для других (X 14, 1—2; для сравнения: "Атхарваведа" XVIII 3, 13), а потому он — «собиратель людей», который готовит «место упокоения» для усопших ("Ригведа" X 14, 9; 18, 13). Его смерть оплакивает Ями (для сравнения: плачи Наины о Бальдре в скандинавской «Эдде», Исиды об Осирисе в египетской мифологии). Поскольку в то время ещё не существовало ночи и Ями всё время повторяла: «Только сегодня он умер», боги создали ночь, чтобы даровать ей забвение ("Майтрайяни-самхита Яджурведы" I 5, 12). Яма добивается бессмертия в борьбе с богами, которые признают, что «он стал таким, как мы» ("Тайттирия-самхита Яджурведы" II 5, 11); при этом Агни, пребывавший в загробном мире, уступает этот мир Яме, чтобы самому быть жрецом богов ("Тайттирия-самхита Яджурведы" II 6, 6). Яму, ставшего владыкой обители мёртвых, сопровождают в качестве его стражей и вестников два четырёхглазых пса с широкими ноздрями (для сравнения: четыре пса у авестийского Йимы, древнегреческий Кербер и др.), которые бродят среди людей, высматривая свою добычу ("Ригведа" X 14, 10—12). Согласно ведам, Яму молят о долгой жизни и избавлении от смерти ("Ригведа" X 14, 14; "Атхарваведа" XIX 35, 34 и др.); труп при погребении кладут головой на юг, где находилось царство Ямы; жрецу, совершавшему погребение, приносилась в дар корова, которая бы переправила умершего через реку Вайтарани (для сравнения: древнегреческий Стикс), отделяющую царство Ямы от мира живых. В эпосе и пуранах представления о царстве Ямы конкретизируются. Яма живёт в нижнем мире, в своей столице Ямапуре. Он восседает на троне, и когда его посланцы приводят душу умершего, писец Читрагупта докладывает о всех его делах и поступках на земле. Согласно этому отчёту, Яма выносит решение, и душа умершего либо поселяется в раю предков, либо попадает в один из кругов ада (нарака), либо возрождается на земле в другой телесной оболочке. Будучи не только владыкой, но и судьёй царства мёртвых, Яма обычно отождествляется с Дхармой, богом справедливости; в этой своей ипостаси Яма перенимает функции ведийского Варуны, причём его власть простирается не только на мир мёртвых, но и живых. В то же время в индуистской мифологии иногда как ипостаси Ямы, а иногда как его агенты выступают боги Кала («время»), Антака («умертвляющий») и Мритью («смерть»), символизирующие специфические аспекты божественной активности Ямы. Изображается Яма одетым в красное платье, его ездовое животное (вахана) — чёрный буйвол, его оружие — дубинка и петля, с помощью которой он вынимает душу из тела (для сравнения: Варуна). Различные (и архаические, и более поздние) слои мифа о Яме в известной мере синтезированы в пуранической легенде о том, как Яма стал царём загробного мира ("Матсья-пурана" XI 12; "Маркандейя-пурана" CIII 1; CV 1; "Вишну-пурана" III 2; «Хариванша» IX 32 и др.). Здесь Яма, как и в «Ригведе», — сын Вивасвата и Саранью (или Санджни) и имеет сестру Ями и брата Ману. Когда Саранью покинула Вивасвата, детей воспитывала её служанка (или тень) — Саварна (или Чхая). Саварна дурно обращалась с Ямой, и тот однажды поднял на неё ногу. За это по проклятию Саварны нога у Ямы должна отпасть. Но Вивасват смягчает проклятие: нога лишь усыхает, лишившись мяса и сухожилий (переосмысленный мотив смерти Ямы), а сам Яма, известный своей добродетелью, становится, по слову Вивасвата, локапалой — хранителем юга и царём умерших предков, в то время как его брат Ману — царём людей.

Мифологический словарь.
П.А.Гринцер



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz