София (Персонажи христианской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

София
(Премудрость /греческое "мастерство", "знание", "мудрость", еврейское hoche mah)

- в иудаистических и христианских религиозно-мифологических представлениях олицетворенная мудрость божества. Термин "София", возникший в Древней Греции, употреблялся там как отвлеченное умозрительное понятие, хотя первоначально у Гомера ("Илиада" XV 411-412) он встречается в комбинации с именем богини Афины - применительно к делу строительства и упорядочения, художества и рукомесла. Сама Афина имеет много общего с последующей Софией; и все же если мифологема греческой Афины как богини мудрости (но без приложения к ней термина "София" есть олицетворение мудрости, то мудрость в греческой мифологии не есть лицо. Иначе в ветхозаветной традиции, где понятие Премудрости - в силу своей специфики иудаистической мифологии - приобретает личностный облик; самораскрытие бога в мире долно было принимать характер "лица" (или "как бы лица") - как второго и подчиненного "Я" бога. Позднебиблейская дидактическая литература (книга "Премудрость Соломона", "Книга притчей Соломоновых", "Премудрость Иисуса сына Сирахова") дает образ "Премудрости божией", описанной как личное, олицетворенное существо. Она выступает как девственное порождение верховного отца, до тождества к нему близкая: "Она есть дыхание силы божией и чистое излияние славы вседержителя" (девтероканоническая ветхозаветная книга "Премудрость Соломона" 7, 25), вышедшее "из уст всевышнего" (девтероканоническая ветхозаветная книга "Премудрость Иисуса сына Сирахова" 24, 3); для сравнения: образ Афины - тоже девственницы, появляющейся из головы Зевса; по устойчивой схеме мифа, мудрость принадлежит деве. Как греческое слово "София", так и соответствующее ему древнееврейской слово - женского рода, и в пассивном образе "чистого зеркала действия божия" (как определяется София) угадываются женские черты. Премудрость в своем отношении к богу есть его демиургическая, мироустрояющая воля. Она описывается (Ветхий завет, Книга притчей Соломоновых 8, 27-31) как "художница", по законам божественного ремесла строящая мир (что снова сближает ее с Афиной); в природу этой космогонической Софии-"художницы" входит "веселие". Специфику Софии составляет ее женственная пассивность, сопряженная с материнской многоплодностью, ее "веселие", а также глубинная связь не только с космосом, но и с человеком (Ветхий завет, Книга притчей Соломоновых 8, 31 и др.), за которое она заступается. Если по отношению к богу София - пассивно зачинающее лоно, "зеркало славы божией", то по отношению к миру это - строительница, созидающая мир, как плотник или зодчий складывает дом как образ обжитого и упорядоченного мира, огражденного стенами от безбрежных пространств хаоса; дом - один из главных символов библейской Премудрости (Ветхий завет, Книга притчей Соломоновых 9, 1 и др.).
___ Христианство усваивает личностное понимание Софии. Ориген описывает ее как хотя и "бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого, но в то же время как "одушевленное и как бы живое". В раннюю эпоху развития христианства предствление о Софии сближалось с ликом Христа-Логоса (Новый завет, Первое послание к коринфянам 1, 24 прямо определяет Иисуса Христа как "божию силу и божию премудрость"), а затем и с третьей ипостасью троицы - духом святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое Софии в аспектах игры, веселия, праздничности), подчеркиваются также аспекты Софии, связанные с идеей человеческой общности. В латинской христианской литературе термин "София" вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой "церкви", и поэтому собственно "софиологии" католическая традиция почти не знает. Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа Софии, как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком Софии (митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход "премудрости божией", то есть Софии; Софии были посвящены построенные в 11 веке три главные русские церкви - в Киеве, Новгороде и Полоцке). На русской почве к 15-16 векам складывается богатая иконография Софии. София имеет облик ангела; ее лик и руки - огненного цвета, за спиной - два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове - золотой венец. Ей предстоят (как в иконографии "Деисуса") молящиеся дева Мария и Иоанн Креститель; над ее головой виден по пояс благословляющий Христос (таким образом не отождествленный с Софией, но являющий собой ее "главу", примерно так как он же есть, по новозаветному учению, "глава церкви"). Личный облик Софии, как в византийско-русской, так и в католической (например, у немецкого мистика 14 века Г.Сузо) традиции постепенно сближается с образом девы Марии как просветленной твари, в которой становится "софийным", облагораживается весь космос/A>.
___ В
христианской агиографической традиции имя "София" носит также мученица, казненная в Риме во 2 веке вместе со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью (имена символичны - "Мудрость" как мать трех "теологических добродетелей").

Мифологический словарь.
О.Е.Нестерова



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz