Гедеон (Библейские персонажи)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Гедеон
(Гидеон - "разрубатель", "крушитель"; Иероваал - "да спорит Ваал")

- в ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, "муж-воитель", один из "судей израильских" (вождей племенного союза Израиль в эпоху, предшествовавшую установлению монархической государственности). Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Яхве покарал их, на семь лет "предав в руки" мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников, в ежегодных набегах отнимавших урожай (Ветхий Завет, Книга судей израилевых, 6, 1-16). Когда мера страданий народных исполнилась, Яхве посылает ангела к Гедеону, который в это время молотил пшеницу в виноградной давильне, прячась от мадианитян (Ветхий Завет, Книга судей израилевых, 6, 11). Услышав повеление "спасти Израиля от руки мадианитян", Гедеон возражает: "Господи! Как спасу я Израиля? Вот и племя мое в колене Манасиином самое бедное, и я в доме отца моего младший" (Ветхий завет, Книга судей израилевых, 6, 14-15). Но обещание победы подтверждено знамением: пищу, приготовленную Гедеоном для угощения небесного гостя, пожирает огонь, вышедший из конца посоха ангела, а сам ангел исчезает. В согласии с архаическими представлениями Гедеон ждет для себя гибели, ибо видел сверхъестественное существо, но Яхве успокаивает его. По вдохновению от Яхве Гедеон разрушает жертвенник Ваалу и священное дерево, которым поклонялся его отец, воздвигает вместо них алтарь Яхве и приносит на нем жертву. Соседи готовы его убить, но отец предлагает, чтобы Ваал сам "спорил", или "судился", с Гедеоном (этим эпизодом мотивировано его второе имя, 6, 32). Когда мадианитяне с союзниками приходят очередным набегом, Гедеон трубит в шофар (трубу из бараньего рога), подавая знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и все "колено" Манассии, к которому принадлежит он сам, но также "колена" Асира, Завулона и Неффелима - 32-тысячное ополчение. По просьбе Гедеона ему даны еще два знамения: сначала "на всей земле" сухо, и роса выпадает только на расстеленную Гедеоном шерсть, затем, "на всей земле" выпадает роса, а шерсть остается сухой (Ветхий Завет, Книга судей израилевых, 6, 36-40); в традиционном христианском истолковании роса - символ благодати. Яхве хочет показать, что победа принадлежит не численности, а избранничеству. Поэтому Гедеону велено отослать по домам боязливых, а из оставшихся 10 тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию, отобраны всего 300 воинов, "лакавших воду языком своим, как лакает пес" (Ветхий Завет, Книга судей израилевых, 7, 5). С ними Гедеон подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ночное нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках "меч Яхве и Гедеона!". Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно бегут. Тогда Гедеон обращается за помощью к воинам "колена" Ефрема, которым удается на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей мадианитян - Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Гедеон преследует двух других мадианитянских вождей - Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев; еще раньше он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла, насмешливо отказывавших утомленным воинам в провианте (Ветхий Завет, Книга судей израилевых, 8, 12-21). Народ предлагает Гедеону царскую власть для него самого и его династии, но Гедеон отвечает: "ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Яхве да владеет вами" (Ветхий Завет, Книга судей израилевых, 8, 23). Из своей военной добычи Гедеон сооружает в родном городке Офре (Афре) какой-то культовый предмет ("эфод"), как будто бы посвященный Яхве, но который легко становится центром языческого культа. Жизнь Гедеона завершается мирной эпической старостью в кругу огромной семьи, состоящей из множества жен и 70 сыновей, практически пользующихся полуцарскими привилегиями; после его смерти его побочный сын Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz