Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Аарон
("осиянный")
- в ветхозаветных преданиях первый в череде первосвященников, родоначальник священнической касты. Аарон, сын Амрама и Иохавед из колена Левия, брат Моисея и Мариам Пророчицы, родился во времена пребывания евреев в Египте; к моменту исхода Израиля ему уже 83 года (Ветхий Завет, Исход, 7.7). Призвав косноязычного Моисея к пророческому служению, Яхве велит ему взять Аарона своим толмачом (Ветхий Завет, Исход, стихи 4, 15-16). Во время спора с фараоном и состязания в чудотворстве с египетскими жрецами и волшебниками, Аарон "ассистирует" Моисею, по его знаку являя теургические знамения: на глазах у фараона превращает свой посох в змею, а когда маги фараона делают то же самое, посох Аарона поглощает их посохи (Ветхий Завет, Исход, 7, 10-12); тем же посохом Аарон наводит на Египет три первые "казни", всякий раз следуя приказу Моисея (Ветхий Завет, Исход, 7, 14-8, 17). Во время битвы с амаликитянами Аарон вместе с Ором поддерживает воздетые руки молящегося на вершине холма Моисея, что должно обеспечить победу (Ветхий Завет, Исход, 17, 10-12). Позднее Аарон и его сыновья по велению Яхве посвящаются в сан священника и получают исключительное право и обязанность совершать определенные культовые действия (Ветхий Завет, Исход, 28 и 29). Корей и многие другие "именитые люди" требуют равного участия всех в культе (Ветхий Завет, Числа, 16, 1-3), но особое избранничество священнического сословия подтверждено двумя чудесами: во-первых, вождей недовольных (Корея, Дафана и Авирона с их домочадцами) поглощает разверзшаяся земля, а мор среди сочувствовавших остановлен только умилостивительным каждением Аарона (Ветхий Завет, Числа, 16, 24-40); во-вторых, когда по приказу Моисея в скинии (шатре, который был средоточием культа и местом "присутствия" Яхве) на ночь оставлены посохи старейшин 12 колен Израиля, то, наутро посох Аарона, старейшины колена Левия, найден чудесно расцветшим (Ветхий Завет, Числа, 17). Однако высокий сан Аарона и его потомков сопряжен с грозной ответственностью. Так, в первый же день исполнения Аароном и его сыновьями сакральных обязанностей двое сыновей Аарона (Надав и Авиуд) пожраны "огнем от Яхве" за то, что не дожидаясь возгорания этого таинственного огня, разожгли в своих кадильницах "огонь чуждый" (Ветхий Завет, Левит, 10, 1-2); Аарону и его оставшимся сыновьям даже не дано оплакать погибших, ибо они не смеют прервать своего служения. Когда Моисей поднимается на Синайскую гору для общения с Яхве, он поручает народ Аарону и Ору; по требованию народа Аарон изготовляет золотого кумира в виде тельца, чем нарушает запрет идолопоклонства и навлекает гнев Яхве, от которого оказывается спасенным лишь благодаря заступничеству Моисея; Моисей, как "ревнитель веры", обличает впадающего в отступничество священника Аарона (Ветхий Завет, Исход, 32, Второзаконие, 9, 20). Когда же Аарон (вместе с Мариам) порицает Моисея, ставя ему в вину его брак с "эфиоплянкой" и приписывая себе такое же пророческое достоинство, ему приходится принести покаяние в своем неразумии (Ветхий Завет, Числа, 12, 1-11). Как и Моисею, Аарону не дано войти в "землю обетованную"; смерть постигает его в возрасте 123 лет на горе Ор (по другой версии, - в Мосере; Ветхий Завет, Второзаконие, 10.6), где Моисей снимает с него священнические ризы и облекает в них Елеазара, сына Аарона и преемника его сана, а народ 30 дней оплакивает умершего (Ветхий Завет, Числа, 20, 22-29; 33, 38-39). Для поздних библейских авторов Аарон - "идеальный священник" (Ветхий Завет, Книга Ездры, Псалтирь 76, 21; Псалтирь 105, 16; "Премудрость Иисуса, сына Сирахова" 45, 7-27 и особенно "Премудрость Соломона" 18, 20-25, где Аарон - "непорочный муж" и отвратитель гибели от народа). Талмудическая литература особенно подчеркивает в Аароне черты примирительности, кротости и мягкости. Этот мотив подхвачен и традицией ислама, давшей Аарону (Гаруну) прозвище Абул-Фараджи ("отец утешения"). Мифологический словарь. |
|